Уже четвёртый год в наш «Минский государственный Профессионально-технический колледж декоративно-прикладного искусства имени Н.А. Кедышко» приходят учиться поступают дети ученики с различными особенностями развития. Случается, что будущий инкрустатор или художник росписи по дереву не способен провести ровную линию кистью и карандашом, найти нужный цвет в поставленном натюрморте. Различаются эти дети тоже по многочисленным признакам: бывает, что умственное развитие соответствует норме а физические возможности, наоборот, не дают возможности в полною меру овладеть выбранной профессией - мешают различные психомоторные нарушения – например, на данный момент в нашем колледже обучается юноша, перенесший неудачную операцию в раннем детстве и вследствие этого он с трудом передвигается, не то что рисует. А случается, что ученик не способен в силу особенностей своего восприятия и умственного развития градировать светотень, выставлять предметы в натюрморте по планам, даже точное воспроизведение формы предмета вызывает затруднение при выполнении задания. С такими учениками мы сталкиваемся в последние несколько лет всё чаще.
Данная работа не преследует цели по какой-либо коррекции – лечении таких детей, скорее адаптации их в социуме. Они приходят учиться на специальности, требующие не только развитых навыков моторики, но и развития эмоциональной сферы. И это как раз то, в чём мы можем им помочь, это как раз то, что в наших силах – ведь практически во всех поурочных планах обозначая цель развития - мы пишем – развитие чувства прекрасного. Мы учим видеть прекрасное – рисуя ли карандашом, расписывая ли поднос, плетя ли корзину – не это главное. Мы учим видеть и создавать красоту. Мы учим Рисовать.
Таким образом: объект исследования данной работы – процесс обучения дисциплине Рисунок» в УО «Минский государственный Профессионально-технический колледж декоративно-прикладного искусства имени Н.А. Кедышко».
Предмет исследования – реализация дифференцированного подхода в процессе изучения дисциплины «Рисунок».
Цель – теоретическое обоснование и практическая реализация дифференцированного подхода в процессе изучения дисциплины «Рисунок».
Задачи:
Теоретически обосновать эффективность дифференцированного подхода к обучению учащихся с особенностями развития.
Разработать методическое обеспечение дифференцированного подхода к обучению учащихся с особенностями развития в процессе изучения дисциплины «Рисунок».
Провести практические занятия на основе дифференцированного подхода к обучению учащихся с особенностями развития в процессе изучения дисциплины «Рисунок».
Проверить эффективность дифференцированного подхода к обучению учащихся с особенностями развития в процессе изучения дисциплины «Рисунок».
Рисунок - основа профессионального мастерства и начало «искусства видеть». Линия, градации света и тени, соотношение светлых и темных пятен, контраст, острота или мягкость графических приемов, единое композиционное целое, ощущение плоскости графического листа, его границ - все средства выразительности рисунка согласованы с пространством.
Пространство и форма в рисунке влияют друг на друга и в процессе длительного исполнения рисунка обнажают принцип, которому он подчинен, - «строить целое, исходя из целого».
Два начала господствуют в рисунке: точное наблюдение натуры и гибкость изобразительного мышления. Взаимная уравновешенность целого, ритмическая точность и пространственная текучесть линии, композиционная слитность элементов рисунка способствуют рождению художественного образа. Художник не копирует натуру с фотографической точностью, а анализирует, моделирует и преобразует ее средствами графического языка, делает натуру более выразительной и эстетически ценной.
Соответственно, глаз рисовальщика не только остро воспринимает очертание натуры, но это и «разумный глаз», чувствительный к внутренней игре пластических форм и смысловых ценностей, которые скрываются за ними.
Итак, рисунок - это наука мыслить формой, он позволяет понимать конструктивную основу любого изображения пластической структуры предмета на плоскости. «Хорошо рисовать» не значит копировать увиденное до автоматизма, ведь рисунок - это всегда творческий процесс, основанный на строгой системе знаний и навыков, усвоение которых потребует определенного времени и настойчивости. Повторюсь – к нам приходят разные дети. Здоровые и не очень. Есть, правда, и такие учащиеся, которым физически дано всё – это здоровые люди, не дано им лишь самого главного – желания рисовать, развиваться. Они «отсиживают» на занятиях – чтобы не работать, не идти в армию, пожить в столице в (весёлом) общежитии – причин много, не хочется останавливаться на этом. И, наконец, приходят к нам дети, которые сразу покоряют и, не побоюсь так написать – влюбляют в себя преподавателя – они слушают каждое сказанное учителем слово, они приносят свои предыдущие рисунки, свои творческие работы, экспериментируют с различными техниками рисунка и стилями изобразительного искусства. А на уроках такие дети как – бы «входят в транс» во время рисования, безо всяких наушников, в отличие от окружающего большинства. А самое разительное их отличие – они получают удовольствие от процесса рисования.
К сожалению, в среднем, на общее количество 20 – 25 человек - обычного количества учащихся в группе, количество таких детей не превышает трёх или, пяти; максимум – семи (а это уже большая редкость) человек. Но роль преподавателя как раз и заключается в том, чтобы (суметь) увлечь не самых талантливых детей, отдать всё своё умение и свои знания, коими он обладает и потенциальным гениям и среднестатистическим будущим ремесленникам. И, наверное, открыть что – то новое детям, которым от природы дано меньше, чем они и их родители того бы желали и чего они достойны.
Понятие дистанционного обучения
Термин "дистанционное обучение" (distance education) еще до конца не устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе. Встречаются такие варианты как "дистантное образование" (distant education), "дистантное обучение" (distant learning). Нек ...
Выявления уровня сформированности речевых умений на констатирующем этапе
эксперимента
Основными задачами констатирующего этапа эксперимента является выявление сформированности устной и письменной речи учащихся по следующим показателям: 1) полнота ответа. 2) умение оперировать понятиями. 3) умение обосновать свою точку зрения. Для этого детям предложили письменно задания на карточках ...
Методические аспекты подготовки и проведения народных праздников в дошкольном
образовательном учреждении
Праздник в дошкольном образовательном учреждении - один из видов досуга детей и взрослых, который в ненавязчивой форме знакомит детей с народными традициями и обычаями русского народа. Организация и проведение праздничных мероприятий расширяет знания детей о знаменательных датах истории страны, об ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.