Практическая реализация дифференцированного подхода в процессе изучения дисциплины "Рисунок"

Педагогика » Практическая реализация дифференцированного подхода в процессе изучения дисциплины "Рисунок"

Уже четвёртый год в наш «Минский государственный Профессионально-технический колледж декоративно-прикладного искусства имени Н.А. Кедышко» приходят учиться поступают дети ученики с различными особенностями развития. Случается, что будущий инкрустатор или художник росписи по дереву не способен провести ровную линию кистью и карандашом, найти нужный цвет в поставленном натюрморте. Различаются эти дети тоже по многочисленным признакам: бывает, что умственное развитие соответствует норме а физические возможности, наоборот, не дают возможности в полною меру овладеть выбранной профессией - мешают различные психомоторные нарушения – например, на данный момент в нашем колледже обучается юноша, перенесший неудачную операцию в раннем детстве и вследствие этого он с трудом передвигается, не то что рисует. А случается, что ученик не способен в силу особенностей своего восприятия и умственного развития градировать светотень, выставлять предметы в натюрморте по планам, даже точное воспроизведение формы предмета вызывает затруднение при выполнении задания. С такими учениками мы сталкиваемся в последние несколько лет всё чаще.

Данная работа не преследует цели по какой-либо коррекции – лечении таких детей, скорее адаптации их в социуме. Они приходят учиться на специальности, требующие не только развитых навыков моторики, но и развития эмоциональной сферы. И это как раз то, в чём мы можем им помочь, это как раз то, что в наших силах – ведь практически во всех поурочных планах обозначая цель развития - мы пишем – развитие чувства прекрасного. Мы учим видеть прекрасное – рисуя ли карандашом, расписывая ли поднос, плетя ли корзину – не это главное. Мы учим видеть и создавать красоту. Мы учим Рисовать.

Таким образом: объект исследования данной работы – процесс обучения дисциплине Рисунок» в УО «Минский государственный Профессионально-технический колледж декоративно-прикладного искусства имени Н.А. Кедышко».

Предмет исследования – реализация дифференцированного подхода в процессе изучения дисциплины «Рисунок».

Цель – теоретическое обоснование и практическая реализация дифференцированного подхода в процессе изучения дисциплины «Рисунок».

Задачи:

Теоретически обосновать эффективность дифференцированного подхода к обучению учащихся с особенностями развития.

Разработать методическое обеспечение дифференцированного подхода к обучению учащихся с особенностями развития в процессе изучения дисциплины «Рисунок».

Провести практические занятия на основе дифференцированного подхода к обучению учащихся с особенностями развития в процессе изучения дисциплины «Рисунок».

Проверить эффективность дифференцированного подхода к обучению учащихся с особенностями развития в процессе изучения дисциплины «Рисунок».

Рисунок - основа профессионального мастерства и начало «искусства видеть». Линия, градации света и тени, соотношение светлых и темных пятен, контраст, острота или мягкость графических приемов, единое композиционное целое, ощущение плоскости графического листа, его границ - все средства выразительности рисунка согласованы с пространством.

Пространство и форма в рисунке влияют друг на друга и в процессе длительного исполнения рисунка обнажают принцип, которому он подчинен, - «строить целое, исходя из целого».

Два начала господствуют в рисунке: точное наблюдение натуры и гибкость изобразительного мышления. Взаимная уравновешенность целого, ритмическая точность и пространственная текучесть линии, композиционная слитность элементов рисунка способствуют рождению художественного образа. Художник не копирует натуру с фотографической точностью, а анализирует, моделирует и преобразует ее средствами графического языка, делает натуру более выразительной и эстетически ценной.

Соответственно, глаз рисовальщика не только остро воспринимает очертание натуры, но это и «разумный глаз», чувствительный к внутренней игре пластических форм и смысловых ценностей, которые скрываются за ними.

Итак, рисунок - это наука мыслить формой, он позволяет понимать конструктивную основу любого изображения пластической структуры предмета на плоскости. «Хорошо рисовать» не значит копировать увиденное до автоматизма, ведь рисунок - это всегда творческий процесс, основанный на строгой системе знаний и навыков, усвоение которых потребует определенного времени и настойчивости. Повторюсь – к нам приходят разные дети. Здоровые и не очень. Есть, правда, и такие учащиеся, которым физически дано всё – это здоровые люди, не дано им лишь самого главного – желания рисовать, развиваться. Они «отсиживают» на занятиях – чтобы не работать, не идти в армию, пожить в столице в (весёлом) общежитии – причин много, не хочется останавливаться на этом. И, наконец, приходят к нам дети, которые сразу покоряют и, не побоюсь так написать – влюбляют в себя преподавателя – они слушают каждое сказанное учителем слово, они приносят свои предыдущие рисунки, свои творческие работы, экспериментируют с различными техниками рисунка и стилями изобразительного искусства. А на уроках такие дети как – бы «входят в транс» во время рисования, безо всяких наушников, в отличие от окружающего большинства. А самое разительное их отличие – они получают удовольствие от процесса рисования.

К сожалению, в среднем, на общее количество 20 – 25 человек - обычного количества учащихся в группе, количество таких детей не превышает трёх или, пяти; максимум – семи (а это уже большая редкость) человек. Но роль преподавателя как раз и заключается в том, чтобы (суметь) увлечь не самых талантливых детей, отдать всё своё умение и свои знания, коими он обладает и потенциальным гениям и среднестатистическим будущим ремесленникам. И, наверное, открыть что – то новое детям, которым от природы дано меньше, чем они и их родители того бы желали и чего они достойны.

Смотрите также:

Технология деятельностного метода обучения
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать ...

Введение дробных чисел
Первое расширение понятия числа – введение дробных чисел. Пропедевтика обыкновенных дробей сводится к ознакомлению учащихся с такими вопросами, как доля единицы, изображение дробей на координатном луче, правильные и неправильные дроби, основное свойство дробей, представление натурального числа в ви ...

Стили педагогического руководства
Педагогическое общение — это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения. Учитель в процессе педагогического общения осуществляет (в прямой или косвенной форме) свои социально-ролевые и функциональные обязанност ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru