Проблема девиантного поведения младших подростков

Страница 6

3. Несоответствие воспитания индивидуальности ребенка.

Различные отклонения в развитии ребенка диктуют необходимость их учета в воспитании. Оно должно ориентироваться на сдерживание или стимулирование тех или иных возможностей ребенка в познавательной, чувственной и волевой сферах, развитие компенсаторных возможностей, позволяющих преодолеть недостатки.

4. Негативные факторы среды формирования личности подростка, к которым, прежде всего, относят семью и факторы средового воздействия на подростка в процессе его развития (улицы, города, "стаи" и т.д.).

Выявление негативных влияний затруднено, прежде всего, потому, что они не выступают изолированно, а представляют взаимодействие самых разнообразных факторов, действующих с разным негативным вкладом в развитие девиантного поведения: человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия на формирование личности), собственной практической деятельности человека.

Особое значение среди факторов, влияющих на формирование девиантного поведения младших подростков, имеет окружающая подростка микросреда, и в первую очередь семья. Говоря о роли семьи в формировании личности девиантного подростка, следует иметь в виду, как минимум, два основных аспекта этой проблемы: внутрисемейные отношения и тип воспитания.

В настоящее время принято различать гармоничные и негармоничные семьи. В рамках негармоничных семей выделяют деструктивную, распадающуюся, распавшуюся, неполную и ригидную псевдосолидарную семью. Неправильное воспитание в негармоничной семье является основной причиной формирования девиантного поведения у подростков. Выделяют следующие, наиболее часто встречающиеся типы неправильного воспитания: гиперпротекцию, гипопротекцию, эмоциональное отвержение, условия жесткого обращения и повышенной моральной ответственности.

Важный социальный фактор, способствующий формированию девиантного поведения, представляет собой неформальная группа с асоциальными и антисоциальными тенденциями. Также к мотивообразующим факторам девиантного поведения относятся: образ жизни в широком значении этого понятия, непосредственное социальное окружение (социальная группа), ситуация, определенные требования к поведению субъекта в данной ситуации (социальная роль) и, наконец, личностные условия или сама личность.

Мотивация является специфической формой субъективного отражения объективной среды, в которой функционирует и действует личность. Мотивация девиантного поведения отражает в себе не только асоциальную ситуацию, но, главным образом, все предшествующее негативное влияние социальной среды, сформировавшей личность с антисоциальной направленностью. Именно через отражательную функцию мотивации реализуется детерминация девиантного поведения внешней средой. Мотивация отражает также и основные свойства личности, ибо "человек нигде не виден так ясно и так полно, как в мотиве поведения". Потребность, побуждая человека к активности, может реализоваться в мотивах его поведения непосредственно (материальная потребность - корысть; половая потребность - сексуальное возбуждение и пр.) или опосредованно. Например, такие мотивы поведения, как месть, озлобленность, обида, не являются непосредственным продолжением тех или иных потребностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также:

Теоретические основы игры как средства обучения
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность его использования. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, порой неожиданно способности любог ...

Психолого-педагогические основы дифференциального обучения
Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных систем, развития индивидуализации обучения, способностей, познавательной активности школьников, норм ...

Характеристика уровня развития представлений о форме предметов у детей подготовительной к школе группы на констатирующем этапе эксперимента
Цель констатирующего эксперимента: выявление уровня развития представлений о форме предметов у детей контрольной и экспериментальной групп. В качестве основного метода исследования использовалась диагностика математического развития Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. Диагностика по методике сост ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru