В.Т. Кондрашенко, исходя из социально-психологических критериев, выделяет четыре основных типа девиантного поведения у подростков: антидисциплинарные, антисоциальные (антиобщественные), делинквентные (противоправные) и аутоагрессивные .
А.П. Краковский по признаку целевой направленности и мотивам все виды девиантного поведения делит на три группы: отклонения корыстной ориентации; отклонения агрессивной ориентации, вызванные мотивами мести, неприязни, вражды, неуважения к человеку; отклонения социально-пассивного типа, связанные с психологией отчуждения от интересов общества и коллектива. К последним автор относит злоупотребление алкоголем и наркотиками, суицидальное поведение, поскольку эти явления представляют собой действительно форму ухода от активной жизни и отказ от решения личных и социальных проблем.
По мнению А.Е. Личко, классификация нарушений поведения должна проводиться в двух направлениях: по форме проявления нарушений (делинквентное поведение, побеги из дома и бродяжничество, ранняя алкоголизация, сексуальные девиации, суицидальное поведение) и в отношении причин, факторов, мотивов, лежащих в их основе (биологические и социопсихологические основы). К социопсихологическим основам автор относит социальную среду и психологические особенности подросткового возраста.
Современные исследования в области психологии и социальной педагогики указывают на прямую связь девиантного поведения с такими социальными факторами, как низкий уровень культуры и образования; отрицательное влияние ближайшего окружения (дисгармоничная семья, неформальная группа с асоциальными тенденциями); наличие "лишнего" времени и неумение проводить свой досуг; терпимость общества к некоторым антиобщественным и аморальным формам поведения; высокая оплачиваемость некоторых видов неквалифицированного труда, не стимулирующая подростка к профессиональному росту и образованию.
В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обусловливающих проявление девиантного поведения, В.В. Ковалевым выделяются такие, как:
индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;
психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;
социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе;
личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;
социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества.
Т.А. Шишковец указывает на следующие причины девиаций:
1. Отклонения от нормы в состоянии здоровья (нарушения в физическом и (или) психическом здоровье, несоответствие физическому развитию, отставание в росте, акцентуация характера).
Роль игры, учебной деятельности в развитии мышления
В течение ранних периодов развития, включая период дошкольного возраста, основным содержанием интеллектуальной деятельности ребенка является игровая деятельность. В дошкольный период этот вид деятельности достигает своего наиболее полного, развернутого и совершенного развития. В связи с этим важ ...
Опыт нравственного воспитания дошкольников с учетом
гендерного подхода в Центре развития ребенка МАДОУ № 123 г. Тюмени
Понятно, что реализация любой программы в отдельно взятом учреждении дошкольного образования не может проходить одинаково. Каждое учреждение составляет свою программу, план, в котором учитываются приоритетные для них направления работы. Часто это может осуществляться за счет объединения каких-то те ...
Понятие «текстовая задача»
Что такое задача? Решению текстовых задач уделяется огромное внимание. Связано это с тем, что такие задачи часто являются не только средством формирования многих математических понятий, но и главное – средством формирования умений строить математические модели реальных явлений, а также средством ра ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.