Проблема девиантного поведения младших подростков

Страница 2

Е.В. Змановская отмечает, что девиантное поведение - понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья.

Риск возникновения девиантного поведения наиболее вероятен в младшем подростковом возрасте. Границы этого возраста, как считают Б.Д. Эльконин, Л.С. Выготский определяются годами от 10 до 12 лет. Девиантное поведение в этот период - реакция на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.

Характер нарушений поведения у подростков может быть самым разнообразным. Чаще всего они выражаются в противоправных действиях, игнорировании существующих требований и порядков, пьянстве, сексуальной распущенности, бродяжничестве, суицидальных тенденциях.

Патологические ситуационно-личностные реакции, которые по своей сути являются преходящими, обратимыми, могут, тем не менее, в определенных неблагоприятных условиях стать стереотипом поведения и свойством личности. Патологические формы девиантного поведения представляют собой проявление нервно-психических расстройств, стоящих на грани нормы и патологии. Более того, эти нервно-психические расстройства динамичны. В одних случаях они могут совсем исчезнуть, в других, менее благоприятных, - трансформироваться в устойчивые патологические свойства личности. В связи с этим и девиантное поведение может приобретать то патологический, то непатологический характер.

Исследователи В.И. Загвязинский, М.П. Зайцев, Г.Н. Кудашов, О.А. Селиванова, Ю.П. Строков разводят понятия "отклоняющееся поведение" и "девиантное поведение", указывая, что формы и уровни отклоняющегося поведения могут быть выделены с различных позиций.

Например, с позиции общества по степени тяжести: девиантное, асоциальное, делинквентное поведение.

Девиантное поведение не соответствует общепринятым нормам. Норма может носить культурный, профессиональный, ситуационный, возрастной и иной характер. Таким образом, факт отклонения в поведении зависит от культурных, территориальных и других особенностей среды и ситуации, в которых поведение воспроизводится, а также от личностных, возрастных, ролевых, социальных и других особенностей того человека, который его осуществляет. Так, например, курение женщины - норма в культуре стран Океании и девиация в странах, проповедующих ислам. Свобода личного выбора и ответственность за его последствия – норма взрослого человека и девиация в поведении учащегося школы классического образца. Критерии степени отклонения в поведении могут быть жестко закреплены в культурных литературных источниках, а могут быть и выражены достаточно слабо и целиком зависеть от активности конкретного субъекта оценивания (например, в современном обществе к женскому курению относятся абсолютно по-разному: от принятия до категорического осуждения).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Программа опытно-экспериментальной работы по исследованию модели
Нами были выделены основные этапы опытно-экспериментального исследования: 1. подготовительный; 2. организационный; 3. практико-реализующий; 4. обобщающий и определена последовательность действий по формированию единого социокультурного пространства досугового учреждения: 1. Фиксация субъектами соци ...

Дидактические игры как средства активизации познавательной деятельности младших школьников как условия успешности обучения
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в п ...

Понятие инновационных технологий
В научной литературе различают понятия «новшество», «нововведение»,«инновация». Новшество обычно понимается как элемент педагогической действительности, который в представленном виде, в данном качестве еще не встречался. Нововведение - своеобразный носитель новшества, средство его распространения, ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru