Проблема девиантного поведения младших подростков

Страница 2

Е.В. Змановская отмечает, что девиантное поведение - понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья.

Риск возникновения девиантного поведения наиболее вероятен в младшем подростковом возрасте. Границы этого возраста, как считают Б.Д. Эльконин, Л.С. Выготский определяются годами от 10 до 12 лет. Девиантное поведение в этот период - реакция на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.

Характер нарушений поведения у подростков может быть самым разнообразным. Чаще всего они выражаются в противоправных действиях, игнорировании существующих требований и порядков, пьянстве, сексуальной распущенности, бродяжничестве, суицидальных тенденциях.

Патологические ситуационно-личностные реакции, которые по своей сути являются преходящими, обратимыми, могут, тем не менее, в определенных неблагоприятных условиях стать стереотипом поведения и свойством личности. Патологические формы девиантного поведения представляют собой проявление нервно-психических расстройств, стоящих на грани нормы и патологии. Более того, эти нервно-психические расстройства динамичны. В одних случаях они могут совсем исчезнуть, в других, менее благоприятных, - трансформироваться в устойчивые патологические свойства личности. В связи с этим и девиантное поведение может приобретать то патологический, то непатологический характер.

Исследователи В.И. Загвязинский, М.П. Зайцев, Г.Н. Кудашов, О.А. Селиванова, Ю.П. Строков разводят понятия "отклоняющееся поведение" и "девиантное поведение", указывая, что формы и уровни отклоняющегося поведения могут быть выделены с различных позиций.

Например, с позиции общества по степени тяжести: девиантное, асоциальное, делинквентное поведение.

Девиантное поведение не соответствует общепринятым нормам. Норма может носить культурный, профессиональный, ситуационный, возрастной и иной характер. Таким образом, факт отклонения в поведении зависит от культурных, территориальных и других особенностей среды и ситуации, в которых поведение воспроизводится, а также от личностных, возрастных, ролевых, социальных и других особенностей того человека, который его осуществляет. Так, например, курение женщины - норма в культуре стран Океании и девиация в странах, проповедующих ислам. Свобода личного выбора и ответственность за его последствия – норма взрослого человека и девиация в поведении учащегося школы классического образца. Критерии степени отклонения в поведении могут быть жестко закреплены в культурных литературных источниках, а могут быть и выражены достаточно слабо и целиком зависеть от активности конкретного субъекта оценивания (например, в современном обществе к женскому курению относятся абсолютно по-разному: от принятия до категорического осуждения).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Организации досуга в дошкольном учреждении: формы и методы и их анализ
На основе исследований, изложенных нами в работе выше, мы предлагаем эффективные формы и методы организации досуга в дошкольном учреждении. Для того чтобы досуг детей в дошкольном учреждении был разнообразным, интересным, развивающим нужна программа, которая даст систему занятий. Программа должна с ...

Понятие индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности, его компоненты
В толковых словарях русского языка слово «стиль», происходящее от греческого stylos (буквально – заострённая палочка для писания на вощёных дощечках), трактуется как характерная манера поведения, метод деятельности, совокупность приёмов какой-нибудь работы. В философской точки зрения стиль определя ...

Гендерный подход в формировании нравственных ценностей дошкольника
В связи с социальными изменениями в современном обществе разрушаются традиционные стереотипы мужского и женского поведения. По этой причине воспитание дошкольников в соответствии с их полом является актуальной задачей педагогической работы. В обществе смешались половые роли мужчин и женщин. Это свя ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru