Проблема девиантного поведения младших подростков

Страница 2

Е.В. Змановская отмечает, что девиантное поведение - понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья.

Риск возникновения девиантного поведения наиболее вероятен в младшем подростковом возрасте. Границы этого возраста, как считают Б.Д. Эльконин, Л.С. Выготский определяются годами от 10 до 12 лет. Девиантное поведение в этот период - реакция на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.

Характер нарушений поведения у подростков может быть самым разнообразным. Чаще всего они выражаются в противоправных действиях, игнорировании существующих требований и порядков, пьянстве, сексуальной распущенности, бродяжничестве, суицидальных тенденциях.

Патологические ситуационно-личностные реакции, которые по своей сути являются преходящими, обратимыми, могут, тем не менее, в определенных неблагоприятных условиях стать стереотипом поведения и свойством личности. Патологические формы девиантного поведения представляют собой проявление нервно-психических расстройств, стоящих на грани нормы и патологии. Более того, эти нервно-психические расстройства динамичны. В одних случаях они могут совсем исчезнуть, в других, менее благоприятных, - трансформироваться в устойчивые патологические свойства личности. В связи с этим и девиантное поведение может приобретать то патологический, то непатологический характер.

Исследователи В.И. Загвязинский, М.П. Зайцев, Г.Н. Кудашов, О.А. Селиванова, Ю.П. Строков разводят понятия "отклоняющееся поведение" и "девиантное поведение", указывая, что формы и уровни отклоняющегося поведения могут быть выделены с различных позиций.

Например, с позиции общества по степени тяжести: девиантное, асоциальное, делинквентное поведение.

Девиантное поведение не соответствует общепринятым нормам. Норма может носить культурный, профессиональный, ситуационный, возрастной и иной характер. Таким образом, факт отклонения в поведении зависит от культурных, территориальных и других особенностей среды и ситуации, в которых поведение воспроизводится, а также от личностных, возрастных, ролевых, социальных и других особенностей того человека, который его осуществляет. Так, например, курение женщины - норма в культуре стран Океании и девиация в странах, проповедующих ислам. Свобода личного выбора и ответственность за его последствия – норма взрослого человека и девиация в поведении учащегося школы классического образца. Критерии степени отклонения в поведении могут быть жестко закреплены в культурных литературных источниках, а могут быть и выражены достаточно слабо и целиком зависеть от активности конкретного субъекта оценивания (например, в современном обществе к женскому курению относятся абсолютно по-разному: от принятия до категорического осуждения).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Развитие профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации и Краснодарском крае
Глобализация экономики и задача формирования общества, основанного на знаниях, ставят новые требования перед системой образования и обучения. Развитие образования теснейшим образом связано и с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочну ...

Правила установления контакта с семьей школьника. Формы и методы работы с родителями учащихся
Первое правило. В основе работы школы и классного руководителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, категоричный, назидательный тон нетерпим в работе классного руководителя, так кА это может быть ...

Классификация текстовых задач
Говоря о классификации задач, необходимо определить, из каких же компонентов состоит задача и на какие этапы можно разделить процесс решения задачи. Процесс решения задачи в методике преподавания математики принято делить на 4 основных типа: Осмысление условия задачи. На этом этапе учащиеся должны ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru