Проблема девиантного поведения младших подростков

Страница 7

Исследуя структуру мотивов правонарушений у несовершеннолетних, А.И. Долгова показала, например, что мотивы краж и хищений у подростков в большинстве случаев не сводятся к корысти, а включают подражание моде, увлечение вещью, потребность в самоутверждении.

По данным Л.А. Ланцовой, М.Ф. Шуруповой, анализировавших потребности и интересы несовершеннолетних преступников, жадность отмечалась у 23,2% обследованных, привычка к алкоголю - у 57,1%, выраженный индивидуализм - у 47,2%, бедность духовных интересов - у 38,9%. Об интеллектуальном уровне обследованных авторами лиц свидетельствовало хотя бы уже то, что художественную литературу среди них более или менее регулярно читало всего 10-13% .

Следует отметить, что духовные потребности, в особенности познавательного и творческого содержания, практически не встречаются в качестве субъективных причин преступного поведения. В то же время потребности в социальном общении, такие как стремление к признанию со стороны неформальной группы, престиж, самолюбие, ложно понимаемое чувство товарищества, наоборот, довольно часто становятся причиной правонарушения.

Нередко деформация потребностей достигает степени извращенности (накопительство, стремление к превосходству, честолюбие, эгоцентризм и пр.). Об извращенных потребностях можно говорить в отношении лиц с патологическим влечением к алкоголю и наркотикам. Однако социальная оценка мотива зависит не от его абстрактного содержания, а от того, в систему каких объективных отношений он вовлечен и каким общественным отношениям противопоставлен.

Регулятивная функция мотивации заключается в выборе пути к поставленной цели. Для достижения любой цели существует много путей, и, следовательно, последствия поведения могут быть различными. Например, потребность обогащения может быть реализована честным трудом и более легким путем - кражей. Преступная цель обычно предопределяет и преступный путь ее реализации. Последний выбирается правонарушителем чаще всего потому, что в рамках усвоенной им системы ценностей такой путь представляется более коротким, доступным и выгодным. Особенностью прогнозирования в преступном поведении является искаженное содержание социальной информации и нежелание (или неумение) сопоставить свою социальную активность с существующими общественными отношениями. Предпочитая преступный путь, субъект утрачивает адекватность отражения реальной действительности, поскольку даже на уровне физиологических механизмов "происходит отметание всей информации, мешающей удовлетворению потребностей" .

Влиять на мотивацию девиантного поведения может не только антиобщественная группа, но и вполне благоприятная с позиции права социальная общность, если ее образ жизни кажется весьма привлекательным для человека, не входящего в состав группы. Формированию мотивов противоправного поведения в этом случае способствует сам престижный в понимании подростка образ жизни этой "эталонной" группы, за которым он может "просто" наблюдать, и уже только это, а главное, стремление к обладанию такими благами может стать мотивом его антиобщественной деятельности.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также:

Упражнения для развития координации движений в танцевальной деятельности
Координация - умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Дви­жения туловища, головы, рук и ног производятся в трех плоскостях по отношению к телу: лицевой ...

Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития у старших дошкольников представлений о форме предметов
Знакомство с формой начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать форму предметов, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребен ...

Методы объяснения материала в начальной школе
Объектом своего исследования мы выбрали школу №5, 4 «А» класс. В классе 27 детей. Классный руководитель – Максимова Софья Александровна. Для проведения эксперимента мы выбрали из класса 20 детей и разделили их на две группы: экспериментальную и контрольную. Экспериментальная группа: 1 Абильтаев Сом ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru