Проблема девиантного поведения младших подростков

Страница 5

2. Нарушения в сфере межличностных взаимоотношений (непопулярен, не принят, пренебрегаем, изолирован в классном коллективе, примыкающий ценой жертв, потерь; конфликтен, отчужден, бесконтролен, исключаемый из семьи).

3. Ошибки педагогов (превышение педагогической власти; лишение ребенка индивидуальных стимулов; наказания как унижения личности ученика; противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей учащегося, конфликтные отношения между родителями ученика и учителями или между учеником и учителями и др.).

4. Ошибки семейного воспитания ("заласканное детство", "задавленное детство", "загубленное детство", "одинокое детство", "равнодушное детство"); отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу; отстранение подростка от физического домашнего труда; конфликты в семье и др.

5. Социальные причины (противоречия в обществе, в микросоциуме).

6. Психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства и т.д.).

По мнению Л.В. Мардахаева, к таким группам факторов девиантного поведения подростков и их составляющих следует отнести следующие:

1. Несоответствие воспитательного воздействия своеобразию возрастного развития.

Так, наиболее сложным в воспитании является подростковый возраст (переходный возраст). Данный факт указывает на необходимость более подробного рассмотрения особенностей подросткового возраста. В социальном плане подростковая фаза – это продолжение первичной социализации. Подростки, как правило, школьники – находятся на иждивении родителей (или государства), главной деятельностью является учеба. Это период завершения детства и начала вырастания из него.

К проблемам подросткового возраста, игнорирование которых приводит к отклоняющемуся поведению, относят:

- кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие в подростковом возрасте: ускоренное и неравномерное развитие организма в период полового созревания; неразвитость сердечно-сосудистой системы, влияющей на физическое и психическое самочувствие подростка "гармональная буря" эндокринной системы в период полового созревания, проявляющаяся в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости;

- обострения взаимоотношений со взрослыми, родителями, учителями, выражающиеся в "конфликте" морали старших и младших, чувстве взрослости и неприятии требований к себе;

- стремление заменить отношения с позиции "морали подчинения" на "мораль равенства";

- повышенная критичность оценочных суждений и поведения взрослых;

- изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, потребность к общению, стремление к самоутверждению, приводящие к негативным формам;

2. Отклонения в психическом и физиологическом развитии: низкий уровень интеллектуального развития от рождения или как результат черепно-мозговой травмы; эмоционально-обусловленные отклонения и (или) отклонения активно-волевой сферы, способствующие формированию повышенной возбудимости, аффективного поведения, импульсивности в действиях и поступках, жажды наслаждений, злорадства и издевательства над окружающими, деспотизм, бродяжничество и пр.; отклонения в процессе формирования личности, приводящие к сложности во взаимоотношениях со сверстниками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также:

Обучение младших школьников грамотному каллиграфическому письму
Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Этот вопрос волнует всех учителей начальных классов и учителей русского языка. Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких ведь единицы. Больше детей, к ...

Сущность процесса социализации
В общем понимании социализация есть процесс присвоения, приобретения социального, т.е. процесс, результатом которого является включение социального в структуру личности. Понятие «социальное» имеет в истории психологии как минимум три трактовки: социальное как общечеловеческое, социальное как общест ...

Состояние и необходимость модернизации российской системы образования
Модернизация образования - это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это фронтальный пересмотр принцип ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru