Проблема девиантного поведения младших подростков

Страница 5

2. Нарушения в сфере межличностных взаимоотношений (непопулярен, не принят, пренебрегаем, изолирован в классном коллективе, примыкающий ценой жертв, потерь; конфликтен, отчужден, бесконтролен, исключаемый из семьи).

3. Ошибки педагогов (превышение педагогической власти; лишение ребенка индивидуальных стимулов; наказания как унижения личности ученика; противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей учащегося, конфликтные отношения между родителями ученика и учителями или между учеником и учителями и др.).

4. Ошибки семейного воспитания ("заласканное детство", "задавленное детство", "загубленное детство", "одинокое детство", "равнодушное детство"); отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу; отстранение подростка от физического домашнего труда; конфликты в семье и др.

5. Социальные причины (противоречия в обществе, в микросоциуме).

6. Психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства и т.д.).

По мнению Л.В. Мардахаева, к таким группам факторов девиантного поведения подростков и их составляющих следует отнести следующие:

1. Несоответствие воспитательного воздействия своеобразию возрастного развития.

Так, наиболее сложным в воспитании является подростковый возраст (переходный возраст). Данный факт указывает на необходимость более подробного рассмотрения особенностей подросткового возраста. В социальном плане подростковая фаза – это продолжение первичной социализации. Подростки, как правило, школьники – находятся на иждивении родителей (или государства), главной деятельностью является учеба. Это период завершения детства и начала вырастания из него.

К проблемам подросткового возраста, игнорирование которых приводит к отклоняющемуся поведению, относят:

- кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие в подростковом возрасте: ускоренное и неравномерное развитие организма в период полового созревания; неразвитость сердечно-сосудистой системы, влияющей на физическое и психическое самочувствие подростка "гармональная буря" эндокринной системы в период полового созревания, проявляющаяся в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости;

- обострения взаимоотношений со взрослыми, родителями, учителями, выражающиеся в "конфликте" морали старших и младших, чувстве взрослости и неприятии требований к себе;

- стремление заменить отношения с позиции "морали подчинения" на "мораль равенства";

- повышенная критичность оценочных суждений и поведения взрослых;

- изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, потребность к общению, стремление к самоутверждению, приводящие к негативным формам;

2. Отклонения в психическом и физиологическом развитии: низкий уровень интеллектуального развития от рождения или как результат черепно-мозговой травмы; эмоционально-обусловленные отклонения и (или) отклонения активно-волевой сферы, способствующие формированию повышенной возбудимости, аффективного поведения, импульсивности в действиях и поступках, жажды наслаждений, злорадства и издевательства над окружающими, деспотизм, бродяжничество и пр.; отклонения в процессе формирования личности, приводящие к сложности во взаимоотношениях со сверстниками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также:

Прoблeмa фoрмирoвaния кoммуникaтивнoй кoмпeтeнтнocти в пcихoлoгo-пeдaгoгичecкoй литeрaтурe
Пoнятиe «кoмпeтeнтнocть» имeeт лaтинcкиe кoрни и прoиcхoдит oт «compete», чтo пeрeвoдитcя нa руccкий язык кaк «дoбивaюcь», «cooтвeтcтвую», «пoдхoжу», этo пoнятиe дaвнo иcпoльзуeтcя в пcихoлoгичecкoй и пeдaгoгичecкoй литeрaтурe, oднaкo пoвышeнный интeрec к нeму пoявилcя лишь в пocлeднee врeмя. В нoв ...

Целеустремленное формирование мотивационной основы учебной деятельности
“Психологический закон утверждает: прежде чем предложишь ребенку какую-нибудь деятельность, постарайся заинтересовать его ею, позаботься про то, чтобы выяснить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю ж ...

Диагностика развития мелкой моторики старшего дошкольного возраста
Диагностика мелкой моторики рук в старшем дошкольном возрасте выявляет уровень графомоторных функций, то есть готовность руки ребёнка к письму. В процессе выполнения мануальных заданий - рисования, копирования, дорисовывания объектов и т.д. - испытуемый выполняет движения рукой, которые оценивает э ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru