2. Нарушения в сфере межличностных взаимоотношений (непопулярен, не принят, пренебрегаем, изолирован в классном коллективе, примыкающий ценой жертв, потерь; конфликтен, отчужден, бесконтролен, исключаемый из семьи).
3. Ошибки педагогов (превышение педагогической власти; лишение ребенка индивидуальных стимулов; наказания как унижения личности ученика; противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей учащегося, конфликтные отношения между родителями ученика и учителями или между учеником и учителями и др.).
4. Ошибки семейного воспитания ("заласканное детство", "задавленное детство", "загубленное детство", "одинокое детство", "равнодушное детство"); отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу; отстранение подростка от физического домашнего труда; конфликты в семье и др.
5. Социальные причины (противоречия в обществе, в микросоциуме).
6. Психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства и т.д.).
По мнению Л.В. Мардахаева, к таким группам факторов девиантного поведения подростков и их составляющих следует отнести следующие:
1. Несоответствие воспитательного воздействия своеобразию возрастного развития.
Так, наиболее сложным в воспитании является подростковый возраст (переходный возраст). Данный факт указывает на необходимость более подробного рассмотрения особенностей подросткового возраста. В социальном плане подростковая фаза – это продолжение первичной социализации. Подростки, как правило, школьники – находятся на иждивении родителей (или государства), главной деятельностью является учеба. Это период завершения детства и начала вырастания из него.
К проблемам подросткового возраста, игнорирование которых приводит к отклоняющемуся поведению, относят:
- кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие в подростковом возрасте: ускоренное и неравномерное развитие организма в период полового созревания; неразвитость сердечно-сосудистой системы, влияющей на физическое и психическое самочувствие подростка "гармональная буря" эндокринной системы в период полового созревания, проявляющаяся в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости;
- обострения взаимоотношений со взрослыми, родителями, учителями, выражающиеся в "конфликте" морали старших и младших, чувстве взрослости и неприятии требований к себе;
- стремление заменить отношения с позиции "морали подчинения" на "мораль равенства";
- повышенная критичность оценочных суждений и поведения взрослых;
- изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, потребность к общению, стремление к самоутверждению, приводящие к негативным формам;
2. Отклонения в психическом и физиологическом развитии: низкий уровень интеллектуального развития от рождения или как результат черепно-мозговой травмы; эмоционально-обусловленные отклонения и (или) отклонения активно-волевой сферы, способствующие формированию повышенной возбудимости, аффективного поведения, импульсивности в действиях и поступках, жажды наслаждений, злорадства и издевательства над окружающими, деспотизм, бродяжничество и пр.; отклонения в процессе формирования личности, приводящие к сложности во взаимоотношениях со сверстниками.
Методика обучения монологической речи
Целью обучения монологической речи, как уже отмечалось, является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно-мотированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме. Программа по ...
Адаптация ребенка к школьной жизни как сфера социальной адаптации
Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio – приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменив ...
Активизация познавательной деятельности младших школьников
Как мы уже отмечали выше, роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» - писал В.А. Сухомли ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.