Проблемы обучения пересказу детей дошкольного возраста с ОНР III уровня

Страница 1

На занятиях по пересказу литературных произведений, где решаются все речевые задачи, и параллельно дети выполняют фонетические, лексические и грамматические упражнения.

Дети подводятся к пересказыванию литературного произведения, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, затем совместно с ним (взрослый называет одно слово или фразу, а ребенок заканчивает предложение) и, наконец, самостоятельно. купить керхер мойка в Краснодаре

Пересказ предполагает развитие у детей таких речевых умений, как репродукция, комбинирование, конструирование. Значение пересказа важно в плане развития логичности речи. В обучении детей пересказу рекомендуется поэтапность.

Сначала логопед проводит краткую беседу, подводя детей к теме рассказа. Например:

Кто из вас, дети, видел ежика?

Чем покрыто тело ежика?

Чем питаются ежи? И т. д.

Далее логопед предлагает послушать рассказ про ежа (без установки на пересказ). Прослушав рассказ, дети отвечают на вопросы по его содержанию.

Повторное чтение рассказа сопровождается установкой логопеда: «Прослушайте внимательно рассказ, вы будете его пересказывать». Затем логопед задает несколько вопросов и предлагает детям пересказать прослушанный рассказ.

Это занятие проводится с подгруппой из 4-6 детей. Рекомендуется прослушать пересказ 1-2 детей, предупредив остальных, чтобы они слушали внимательно и при необходимости помогли исправить ошибки. В ряде случаев при пересказе используется фланелеграф и отдельные эпизоды рассказа наглядно оформляются на доске (с помощью фигур действующих лиц). Для воспитания устойчивого и активного внимания можно предложить детям пересказ «по цепочке», а также драматизацию фрагментов рассказа. При проведении всех видов работы по обучению пересказу необходимо стремиться к тому, чтобы дети правильно употребляли ранее отработанные грамматические категории и поставленные звуки. Ниже приводятся примерные конспекты фронтальных занятий.

Дети дошкольного возраста владеют определенными речевыми навыками: они умеют прослушать рассказ, понять его содержание, уловить последовательность действий. При подборе текстов для рассказа важно, чтобы был ясно выражен сюжет, определены начало, середина, конец изложения. В процессе обучения пересказу логопед учит говорить связно и последовательно, употребляя различные грамматические конструкции. При этом закрепляются и активизируются наиболее употребительные эпитеты (хитренькая мордочка, неуклюжий медведь, румяное яблочко и т. д.).

При обучении детей пересказу логопед прибегает к вспомогательным вопросам, подсказывающим ребенку последовательность действий, адекватность использования образных выражений и т.д.

Дети подводятся к пересказыванию литературного произведения, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, затем совместно с ним (взрослый называет одно слово или фразу, а ребенок заканчивает предложение) и, наконец, самостоятельно.

Сначала воспитатель рассказывает знакомую сказку («Курочка Ряба») с использованием настольного театра. Взрослый начинает: «Жили-были .» Дети заканчивают фразу: «Дед и баба». Здесь возможны как индивидуальные, так и хоровые ответы. По ходу рассказывания воспитатель ставит на стол фигурки.

В конце занятия детям читается потешка про курочку-рябушечку:

Курочка-рябушечка, Куда ты пошла?

На речку.

Курочка-рябушечка, Зачем ты пошла?

—За водичкой.

-Курочка-рябушечка, Зачем тебе водичка?

—Цыпляток поить.

-Курочка-рябушечка, Как цыплятки просят пить?

—Пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Работа со сказкой не заканчивается на занятии. Воспитатель предлагает детям принести из дома книги про курочку Рябу. Дети увидят, что разные художники по-разному рисуют деда и бабу. Надо рассмотреть все иллюстрации и спросить детей, что делают дед и баба, о чем они разговаривают, что говорит им их любимая курочка. Такие разговоры подводят детей к обыгрыванию ситуации. Одновременно дети упражняются в назывании предметов (Это . курочка, дед, баба, яйцо, мышка), их качеств (дедушка и бабушка старенькие, курочка рябенькая, мышка серая) и действий (дед бил — не разбил, яичко упало и разбилось, курочка кудахчет).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Понятие «аудирования» в современной методике. Виды аудирования. Алгоритм работы
Термин «аудирование» был введен в американским психологом Брауном. Аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи. Оно представляет собой перцептивную мыслительно-мнемическую деятельность. Аудирование должно занимать важное место уже на начальном этапе. Овладение аудирование дает возможнос ...

Методика исследования фонематического анализа
Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня сформированности навыка фонематического анализа. Задачи исследования: подобрать методики исследования состояния фонематического анализа; определить критерии оценки и уровни сформированности фонематического анализа; дать качественный и кол ...

Обучение решению задач-головоломок детей дошкольного возраста
В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались с разных позиций. В начале нашего столетия, когда не было специальных работ, направленных на раскрытие вопросов методики обучения дошкольников математик ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru