Проблемы обучения пересказу детей дошкольного возраста с ОНР III уровня

Страница 2

После такой работы можно привлечь детей к обыгрыванию сказки: дед надевает шапку, баба — платок, а курочка — ша почку. От автора выступает воспитатель. Он включает в игру-драматизацию действия всех персонажей: деда, бабы, курочки и цыпляток, которых она будет поить водичкой. Закончить игру можно чешской песенкой:

Курочка моя, Умница моя, Вот пшено, водичка. Дай ты мне яичко, Умница моя!

Схему обучения пересказу сказок можно представить так: выразительное рассказывание сказки — показ настольного театра или фланелеграфа — рассматривание иллюстраций — беседа о персонажах сказки — чтение потешек, песенок на тему сказки — игра-драматизация.

При рассматривании картин дети также учатся сначала отвечать на вопросы по содержанию картины, их внимание обращается на персонажей картины, их действия. Постепенно они подводятся к составлению короткого рассказа сначала вместе со взрослым, затем и самостоятельно.

Дети рассматривают картину «Мы играем в кубики». Сначала педагог спрашивает, кто нарисован на картине, как по-другому можно назвать детей (малыши, мальчики и девочки, друзья, ребята). Такие задания подводят детей к тому, чтобы они не повторяли одни и те же слова в каждом предложении. Вопрос «Что делают дети?» заставляет их называть действия (играют, строят дом). С первых занятий надо учить детей выходить за содержание картины. Вопросы помогают представить, как дети договорились играть, кто принес кубики, кто предложил построить дом, для кого они будут его строить.

Рассматривание картины «Катаемся на санках» ставит зада чей подведение детей к совместному рассказыванию по картине, развитие умения включать в рассказ отмеченные признаки и действия, названные ими при ответе на вопросы воспитателя. - Посмотрите внимательно на картину и скажите, когда это было? (Зимой.) Почему вы думаете, что это зима? (Потому что уже снег выпал.) Летом тепло, а зимой .? (Холодно.)

— Кто везет санки? (Большой мальчик.) Как его зовут? (Дима.) Один мальчик большой, а другой .? (Маленький.) Как зовут младшего брата Димы? (Сережа.) А сестренку как зовут? (Таня.) Как одеты дети? (В шубе, в шапке, курточка синяя; кур точка не синяя, а голубая с белым.) Что случилось с Сережей? (Он упал.)

Затем воспитатель начинает рассказывать: «Мама и дети гуля ют. Старший брат Дима посадил сестру Таню на санки. Он .» Предлагает детям продолжить рассказ. Смысл этого продолжения в том, чтобы дети почувствовали структурную соотнесенность предложений и смогли составить новое предложение, со единив его с предыдущим смысловой и грамматической связью. И вот ответ: «Он посадил еще Сережу и повез». Пока еще одно предложение, но его уже достаточно для связи и дальнейшего выстраивания текста. Воспитатель продолжает: «Дима быстро побежал, малыш не удержался и упал. Ему .» (Было больно, но он не плакал.) Мама закричала старшему мальчику: «Остановись, Сережа упап». Дима . (Остановился и поднял его.) Посадила мама Сережу на санки и сказала: . («Дима, не бегай быстро»)». Педагог добавил: А может быть, она ему сказала: «Держись за сестренку и не упадешь».

Интересно отметить, что полного образца рассказа здесь не давалось, однако дети активно участвуют в составлении рассказа. Когда сразу после рассматривания детям дается образец, им ничего не остается делать, как повторить и смысловое, и грамматическое оформление предложений. В совместном составлении предложений видна вариативность, примеры синонимической замены (Дима старший брат — большой мальчик; Сережа — малыш -младший брат; Таня — сестренка), включение антонимов (большой —маленький, упал — встал), введение прямой речи.

Заюшкина избушка

Цель: Пересказ с элементами творчества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Диагностика уровня сформированности вычислительных навыков младших школьников при изучении законов и свойств арифметических действий
Мы проводили эксперимент на базе 2 класса МОУ Стеженская СОШ Алексеевского района Волгоградской области (программа «Школа России»). Суть эксперимента заключалась в том, чтобы практически проверить выдвинутую нами гипотезу, а именно, если при изучении законов и свойств арифметических действий исполь ...

Потребности человека
Американский психолог Абрахам Маслоу разработал теорию человеческой мотивации, которая имеет значение в любом аспекте индивидуальной или социальной жизни. Итак, Маслоу выделил иерархию базовых потребностей человека. Физиологические потребности Самыми базовыми, самыми мощными, самыми обязательными и ...

Контрольный опрос в виде тестовых заданий для учеников 9-х классов
Разработаны тестовые задания по выбранной теме в двух вариантах: 1. Вопросы, отражающие материал в таком виде, как он преподноситься в школьном учебнике. 2. Вопросы, отражающие школьный материал и экологические проблемы по выбранной тематике. Вариант 1. Вопросы: Как обозначается химический знак кре ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru