Рок – музыка – неотъемлемая часть современной культуры

Страница 10

В многонациональном СССР вполне закономерно многие ВИА ориентировались на фольклорные особенности музыки своего народа. Среди таких ансамблей – грузинский «Орэра», белорусский «Песняры», украинский «Кобза», русский «Ариэль» и другие.

Развитие отечественной рок-музыки происходило в атмосфере ее неприятия, даже запрета со стороны официальных структур. Как часто бывает, запрет создал над «запрещенным» ореол романтического риска, неподкупности и свободы творчества. Советская рок-культура многие годы была по-настоящему «андеграундом». Как результат – пародийная, гротесковая направленность большинства отечественных рок-песен, не наблюдавшаяся в такой степени в западной рок-культуре. Увлечение эстетизированным абсурдизмом было характерно для рок-группы «Звуки Му» П. Мамонтова, сатирической направленностью отмечены программы «Бригады «С» Г. Сукачева, «черный юмор» предпочел «Зоопарк» М. Науменко. Советский рок предполагает музыковед А. Цукер, «взял на себя миссию выразителя молодежного протеста, противопоставив идиллическим мифам официальной массовой культуре иную, куда менее радостную картину современной жизни».

Рок-музыка считалась «преклонением перед Западом» и поэтому было небезопасно проявить к ней даже интерес. Действительно, ряд отечественных групп явно подражал западной «молодежной» музыке, хотя и уступал ей в технической оснащенности, особенно в стиле «хэви-металл» (группы «Круиз», «Черный кофе», «Ария»). Но было и другое направление – с акцентом на содержательной стороне песен, что, в частности, способствовало популярности бард-рока. К этой линии оказались близки А. Макаревич, А. Градский, Б. Гребенщиков, и их музыкальные коллективы. Приоритет словесного, смыслового начала отмечен также в группах «Алиса», «Кино». В их песнях звучали не только авторские тексты, но и лирические строки русской поэзии «серебряного века» - Ахматовой, Кузмина, Гумилева, Хлебникова. Тенденция рок-русификации оказалась стойкой, и к началу 80-х годов практически вся советская рок-музыка стала исполняться на русском языке.

Как и на Западе, в СССР рок развивался в нескольких стилевых формах. Они не только сменяли друг друга во времени, но и «наслаивались» в творчестве даже одной группы. Но все же, возможно по причине приспособления рока к отечественным условиям, ведущими стилями оказались те, что акцентировали «слово под гитару»: бард-рок, фолк-рок, хард-рок.

Бард-рок в процессе формирования был явно продолжателем традиций «авторских» и бардовских песен. К этому стилю оказались склонны А. Градский и Б. Гребенщиков, а также в некоторых песнях («Пока горит свеча», «Календарь», «Речки и мосты») А Макаревич. Отличительной чертой бард-рока стали гротеск и ирония, артистическая карнавальная эксцентрика, демонстрация независимости взглядов, жизненных позиций.

Фолк-рок «окрашивает» ряд композиций рок-групп «Скоморохи», «Машина времени», и даже «Аквариум» («Бурлак», «Ласточка», «Смерть короля Артура»).

Хард-рок наибольшее распространение в СССР получил в форме хэви-металл, который особую популярность приобрел в 80-х годах. В этом стиле играли такие рок-группы, как «Мастер», «Круиз», «Алиса», «Крематорий», «Игры», «Аукцыон», «Нокаут», «Август», «Урфин Джюс».

С конца 70-х годов отечественные рок-группы проявили заметный интерес к арт-року, сблизившему массовую и академическую музыку. Он представлен в программах профессиональных групп «Горизонт», «Арсенал», «Автограф», «Радар», в определенной степени - также в творчестве «Поп-механики», «Аквариума», «Диалога», «Августа».

Как и на Западе, некоторые отечественные рок-группы предпочли работать в шоу, составляя концертные программы с уклоном в сторону пародии, гротеска, шутки («Апельсин», «Витамин», «Телевизор»), используя светомузыку, хореографию, превращая концерты в костюмированные представления («Форум», «Браво», «Секрет»).

Пародийные концерты-спектакли, настоящие клоунады ставила группа М. Пушкиной и А. Ситковецкого «Високосное лето». Ленинградская группа «АВИА» показывала шоу, где пародировались самые разные стороны советской действительности. «Перчатки без пальцев, темные очки, бейсбольные кепки, кроссовки, эполеты… стали стандартом… Так возникла «новая волна» с советским уклоном: вместе с гармошкой, балалайкой в ход пошли ватники, шапки-ушанки, пионерские галстуки». Соединением разных жанров и стилей – от ритуальных обрядов до академического авангарда – обратила на себя внимание ленинградская группа «Поп-механика».

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12

Смотрите также:

Роль игры, учебной деятельности в развитии мышления
В течение ранних периодов развития, включая период дошколь­ного возраста, основным содержанием интеллектуальной деятельно­сти ребенка является игровая деятельность. В дошкольный период этот вид деятельности достигает своего наиболее полного, разверну­того и совершенного развития. В связи с этим важ ...

Роль телевидения в воспитании дошкольника
Семья - наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, в ней воспитываются и взрослые, и дети. О ...

Воспитательный потенциал народных обрядов и праздников как средства нравственного воспитания дошкольников
В начале 21 века в России началось возрождение интереса к истории народа, его культурным традициям. Большая роль в понимании национальных традиций принадлежит народным праздникам. В народной педагогике народные праздники и обряды считаются средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения и ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru