Специфика социализации ребёнка

Страница 8

Социализация и индивидуализация как процессы, обеспечивающие полноценное и своевременное социальное развитие, порождают соответствующие сложности самодетерминации, самоуправления личности

Процесс социального развития как результата социализации-индивидуализации не может ограничиваться лишь адаптацией индивида к социальному окружению, так как, во-первых, он происходит в условиях изменяющегося социального бытия, а во-вторых – предполагает реализацию субъектной, творческой позиции человека.

Социальное развитие осуществляется в социокультурном пространстве в ходе приобщения человека к культурным ценностям, их присвоения и сотворения. В нём приобщение к культуре, как системе открытых проблем, и её освоение, и созидание связаны с реализацией субъектной самости индивида и его культуротворческой функции.

Детское творчество – процесс открытия ребёнком новых смыслов осваиваемых культурных ценностей, с одной стороны, может быть креативным (отличаться субъективной новизной), с другой стороны, творческим (отличаться объективной новизной): его результатом будет определённое мотивационно-ценностное отношение ребёнка к культуре.

Рассматривая смену этапов как линейную и дискретную траекторию развития ребёнка, необходимо отметить, что достижения присоединения и культуротворчества невозможны без специально организованного взаимодействия ребёнка и взрослого, чему предшествуют педагогическое воздействие в процессе образования.

Социализация протекает как стихийный (социальная ситуация развития) или специально организованный (педагогическая ситуация) процесс. Каждый по-своему определяет качество деятельности субъектов социализации, характер их взаимодействия в детско-взрослом сообществе, основные культурные и личностные приобретения человека.

Эффективность социального развития как результата социализации-индивидуализации обусловлена действием различных факторов. В аспекте педагогического исследования важнейшим из них является образование, цель которого – приобщение к культуре, её воспроизведение, присвоение и сотворение. Социальное развитие возможно только тогда, когда человек не только повторяет сложившийся и построенный на основе культурных ценностей социальный опыт предшествующих поколений, но дополняет и углубляет творчеством нового.

По мнению С.И. Гессена, между образованием и культурой имеется точное соответствие. В ходе образования ребёнок не только «считывает» готовый текст культуры, но и творит его, реализуя собственную, культуротворческую функцию субъектного бытия.

В основу развития и образования ребёнка положен принцип целостного преобразования личности, где каждый этап характеризуется не отдельными изменениями, а преобразованиями строения всей личности: системы отношений, структуры сознания, мотивационной сферы путём комплексного педагогического воздействия.

М.И. Лисина полагает, что центральные личностные новообразования в онтогенезе возникают в точках взаимного пересечения и преобразования одновременно всех трёх линий развития – отношений к себе, к окружающему предметному миру и людям.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Смотрите также:

Методы сбора первичной информации
“Сокровища не соберешь без горя и без муки,Бутоны розы не сорвешь, не оцарапав руки”. Джами Всякое исследование начинается со сбора первичной информации об исследуемом процессе. Первое, что мы делаем – это выясняем, что представляют собой собираемые нами данные. Все методы сбора информации направле ...

Учебный план и содержание программ профильного обучения школьников
Базисный учебный план является выражением данного уровня в государственных образовательных стандартах. В ходе построения учебного плана общеобразовательного учреждения происходит конкретизация содержания образования в зависимости от целей обучения. Все содержание образования делится на две части: и ...

Школьное самоуправление: понятие, структура, принцип деятельности совместных органов самоуправления
Самоуправление – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Участие и помощь каждого в охранении порядка, без помощи правительства». Из истории школьного самоуправления Выработка целесообразных форм организации процесса обучения и воспитания детей и накопление полезных знаний о с ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru