Специфика социализации ребёнка

Страница 9

Социальная ситуация развития, содержащая противоречия и движущие силы, реализуется в ведущем виде деятельности. Такая деятельность обусловливает основные психические изменения личности ребёнка – появление возрастных новообразований литического периода, которые в кризисе определённого возраста опроизволивают центральную функцию, что является новообразованием критического периода.

Кризис характеризуется революционными изменениями в психике ребёнка. С точки зрения В.В. Давыдова психологические новообразования кризиса носят личностный характер. Вследствие этого происходит перестроение социальной ситуации развития и динамика смены возраста: на основе противоречий – движущих сил, связанных с переходом от одной стадии развития к другой. Освоение нового способа действия и поведения, способных перестроить существующую систему отношений ребёнка с миром. Свидетельствует о базовых приобретениях возраста и смене возрастного этапа развития. Социальный опыт играет в данном процессе ведущую роль.

Для понимания сущности и специфики процесса социализации ребенка-дошкольника необходимо обратиться к характеристике дошкольного периода.

Предшествующие события – прямохождение и речь; личностное новообразование – выделение «системы Я» рождают у ребёнка потребность действовать самостоятельно. Ребёнок осознаёт себя субъектом собственных желаний, хотений, субъектом собственных действий. К этому времени «ребёнок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми». Это характеризует начало бурного развития детского самосознания. «Я» ребёнка, опредмечиваясь в результате деятельности, предстаёт перед ним как объект, не совпадающий с ним. Ребёнок способен осуществлять элементарную рефлексию, «которая разворачивается не во внутреннем идеальном плане, как акт самоанализа, а имеет развёрнутый вовне характер оценки своего достижения и сопоставления своей оценки с оценкой окружающих, а тем самым себя с другими людьми».

Всё это порождает новую социальную ситуацию развития – уникальное отношение ребёнка с взрослым, складывающееся в данном возрасте и субъективно переживаемое им, определяющее специфику и качественное своеобразие возраста. Социальная ситуация развития фиксирует своеобразное, динамическое единство (равновесие) внешней среды и внутрисубъектных структур, содержит противоречие – движущую силу развития в конкретном возрасте.

Для ребёнка-дошкольника таким противоречием является «расхождение между стремлением ребёнка активно участвовать в окружающей жизни и действительным уровнем развития его физических и психических сил. Необходимость освоения взрослого мира проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром, и разрешение этого противоречия достигается в игре.

Ребёнок «овладевает» взрослым как орудием в системе человеческих отношений, деятельности, общения, правил и норм. Социальная ситуация развития определяет основной путь, по которому ребёнок выстраивает социальный опыт (интериоризация). Это реализуется в ведущем виде деятельности: «В ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации».

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Смотрите также:

Условия успешного семейного воспитания
К наиболее значимым условиям семейного воспитания относятся: семейный быт, уклад, семейные традиции, эмоциональный климат семьи, общение и совместная деятельность, понимание и принятие ребенка, чувство долга и ответственности родителей за воспитание детей, авторитет родителей, их педагогическая кул ...

Детское словотворчество
Для нас очевидно, что большую часть слов ребенок заучивает путем подражания: "Дай-дай", - обращается к годовалому сынишке мать и берет у него из рук игрушку; "дай-дай" - повторяет малыш. "Киса, это - киса",- показывает на кошку взрослый; "ки-и" - как эхо, отз ...

Сколько в нас кремния
Наше обычное равнодушие к горным породам и кирпичам, которому способствует традиционное размежевание между неорганической и органической химией (а также теория витализма), обусловливает игнорирование возможностей роли кремния в живых организмах. Таким образом, 12% (или около этого) SiO2, обнаруженн ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru