Физическая культура, как элемент учебной деятельности, влияющий на процесс социализации

Педагогика » Учебная деятельность как ведущий элемент процесса социализации » Физическая культура, как элемент учебной деятельности, влияющий на процесс социализации

Страница 1

Социализация - феномен, относящийся к взаимосвязям между индивидуумом и обществом, состоящий в социальной адаптации, во включении человека в жизнь общества. В современном обществе требуется подготовка личности к активной деятельности, обеспечивающая ее формирование, развитие, полноценное существование в социальной среде.

В условиях экономической несостоятельности большинства студентов, не позволяющей им посещать спортивные секции и дополнительные платные занятия по физической культуре, при повышенной психофизической напряженности учебной деятельности, интенсивном воздействии компьютерной техники, принимая во внимание напряженный режим предпринимательской деятельности, в которую в настоящее время включено большинство студентов, физическая культура, являясь уникальным социальным институтом, выступает как один из важнейших элементов процесса социализации.

Научной проблемой, рассматриваемой в данной работе, является противоречие между объективной потребностью в повышении уровня социализации посредством физического воспитания в ВУЗе и несоответствием между значительными возможностями физической культуры в ВУЗе в аспекте социальной адаптации личности и той ролью, которую играет образовательный процесс по физической культуре при формировании личности.

К социализации относится выработка определенных мотивов, установок и позиций в соответствии с определенными критериями, нормами и ценностями. Обобщим традиционные и современные целевые установки студентов в физкультурно-спортивной деятельности, непосредственно связанные, на наш взгляд, с достижением высокого уровня социальной адаптации личности. Такими установками будут являться следующие:

1. Моторные цели - формирование моторных качеств, необходимых для активного и продуктивного выполнения различных видов деятельности: гибкость, выносливость, сила, скоростные качества, ловкость, выдержка, проворство, быстрота.

2. Аффективные целевые установки - получение радости, удовольствия, наслаждения при выполнении различных физических движений, удовлетворение потребности в двигательной активности.

3. Собственно социальные цели - приобретение социального опыта общения со сверстниками, терпимости, готовности помочь, способности к сотрудничеству, умения вести себя в конфликтных ситуациях, ответственности. Физкультурно-спортивная деятельность является одним из видов деятельности, который может обеспечить самоутверждение личности, сформировать умение защитить себя и других.

4. Эстетические цели - достижение грации и красоты движения, повышение культуры досуга.

5. Этические цели - формирование таких черт характера, как честность, порядочность, воля, готовность к действию, самоуважение личности, адекватная самооценка.

Представляется перспективным рассмотрение проблемы повышения уровня социализации студентов посредством физической культуры с точки зрения социального заказа общества, под которым обычно понимается наличие в обществе идеальных представлений о перспективах развития личности (социального идеала). Социальный заказ при этом призван приблизить общество к этому идеалу. В современных условиях "общественный заказ" образованию выражается не только в определенной сумме знаний, умений и навыков, но и в формировании у студентов определенных личностных качеств (в частности, через физкультурно-спортивную деятельность), среди которых можно выделить предприимчивость, социальную активность, независимость, конкурентоспособность.

Государству нужен здоровый человек, обладающий психологической готовностью к конкуренции и перемене стиля жизни, свободой мышления, готовностью к творчеству, стремлению к самореализации, со сформированной способностью поддерживать свое здоровье, а также умением ставить цель и четко осознавать мотивы деятельности, осуществлять выбор, планировать и реализовывать план деятельности, осуществлять оценку результатов, делать выводы.

Все эти качества развиваются в ходе физкультурно-спортивной деятельности. Социально адаптирующийся человек ответственно относится к своему здоровью, обладает представлением о здоровье как ценности, как о профессионально значимом свойстве, осознает большие возможности здорового, физически развитого человека в достижении высокого социального положения. Физкультурно-спортивная деятельность - это основа определения студентом своего места в жизни.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Сущность и задачи дифференцированного обучения
Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. В справочнике «проффесиональное образование» дается следующее определение дифференцированного обучения: Дифференцированное обучение - это: Распределение учебных планов и пр ...

Особенности личности и поведения дошкольников с нарушениями интеллекта в детском доме
Огромная проблема, с которой встречаются специалисты, работающие с детьми-сиротами, искажения в формировании самосознания, спровоцированные нереализованной потребностью в любви, привязанности и признании. Именно это приводит к возникновению нарушений в сфере эмоционального развития, способствует пс ...

Роль тренера в команде
Тренерская работа необычайно сложна. Легко растеряться, за тысячью мелочей забыть о главном, за деревьями не увидеть леса. Столько всего надо учесть! Многие тренеры – бывшие игроки, которым на поле приходилось распоряжаться мячом, теперь предстояло распоряжаться людьми. Начинающему тренеру с первых ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru