Специфика социализации личности посредством физической культуры порождается обратными связями. Студенты как объект (и одновременно субъект) образовательного процесса являются источником обратной реакции, выявить и проанализировать которую возможно только на основе комплексного мониторинга физической подготовленности студентов. Под мониторингом (от англ. monitoring - "следящий") в данном исследовании понимается система постоянных наблюдений, сбора, хранения, обработки, распространения информации и прогноза изменений физического развития студентов, ориентированная на информационное обеспечение процесса управления физическим воспитанием в вузе.
Для повышения уровня социализации личности посредством физической культуры необходимо обеспечить наличие нужной информации о состоянии физической подготовленности студентов, а для этого нужно определить контрольные нормативы, разработать методику снятия и анализа информации, организовать каналы коммуникации. Своевременное доведение научно обоснованной и проанализированной информации до объекта образовательного процесса является необходимой предпосылкой достижения высокого уровня социализации.
Для повышения уровня социализации с помощью физического воспитания в ВУЗе особенно важным является создание системы обратной связи в образовательном процессе. Мониторинговое исследование выступает в современных условиях как эффективное средство сбора и анализа информации о состоянии физического развития студентов. Регулярный мониторинг позволяет отслеживать изменения в физической подготовленности студентов, осуществлять управленческую диагностику и вносить соответствующие коррективы в процесс социализации как самим студентом, как и преподавателем физической культуры. На основе данных мониторинга возможно создание организационно-управленческого комплекса физического воспитания как целесообразной, управляемой системы формирования ценностных отношений. Полученные и проанализированные данные могут стать основой для повышения уровня социализации студентов.
Эффективная социальная адаптация возможна только при условии физического и психического здоровья личности. Социализация студентов средствами физической культуры может быть обеспечена на основе мониторинга физической подготовленности студентов при выполнении комплекса следующих педагогических условий: эмоционально насыщенная атмосфера занятий, формирование ценностных представлений студентов о физкультурно-спортивной деятельности, обеспечение личностной ориентации образовательного процесса по физической культуре, формирование представления о физической культуре как об одном из способов включения в систему общественных отношений.
В данной работе мы рассмотрели только некоторые аспекты социализации учащихся учебных заведений. Понятно, что тема эта многоаспектна и требует усилия многих специалистов смежного профиля. В частности, здесь большое поле для совместной деятельности социологов и психологов, юристов и демографов, и конечно, экономистов и др. Социологический анализ показал только одну сторону данного исследования, в данном случае речь идет о взаимоотношениях основных субъектов процесса социализации. В работе речь идет только о взаимодействии таких основных субъектов как учащихся и педагогов, государства и системы образования в целом. Но социализация есть результат и развития общественного сознания во всех своих проявлениях. В частности, в работе говориться о том, что сегодня общество еще не выработало общей идеологии и концепции своего развития. Понятно, что это сильно сказывается и на процессе социализации. Другими словами, на каких идеалах сегодня надо воспитывать будущее поколение, какие ставить перед ними задачи и цели, каким содержанием необходимо наполнять такие понятия как патриотизм, верность своему долгу, ответственность перед обществом и людьми и прочее, что бы обеспечить прогрессивное развитие общества. Эти вопросы очень сложные и ответа, во всяком случае конкретного и полного пока нет.
Предполагается, что предстоит большая исследовательская работа и в области развития ценностных ориентаций будущих поколений. Насколько индивидуальные, личностные интересы могут быть сопоставимы с общественными и каков механизм их взаимодействия.
Необходимость введения и модель предпрофильной подготовки
В предыдущей главе мы определили, что ребенок не готов совершить самоопределение относительно профиля обучения при переходе в старшую школу, поскольку у него не сформирована психологическая готовность к выбору в силу отсутствия тех умений и качеств, которые для этого нужны, а также нет опыта ответс ...
Достоинства и недостатки метода взаимного обучения
Какие же развивающие, обучающие и воспитательные эффекты и дефекты обнаружены при тщательном исследовании системы взаимного обучения, центром которого является сотрудничество детей, в сравнении с традиционным обучением, центрированном на взрослом? Преимущества метода взаимного обучения: 1. Не все у ...
Использование информационных технологий мультимедиа на уроках
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимеди ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.