Инновационные подходы к организации обучения

Педагогика » Инновационные технологии в профессиональном училище » Инновационные подходы к организации обучения

Страница 1

В данном параграфе мы должны выяснить, какие существуют инновационные подходы к организации обучения и какова их сущность, познакомимся с современными инновационными технологиями, применяемыми в профессиональных учебных заведениях.

Наиболее важные элементы образования пришли к нам из седой древности и сохраняют свое значение по сей день. Традиционными категориями, используемыми в педагогике для анализа образовательных процессов, являются цели, содержание, формы, методы и средства обучения. Именно они выступают в качестве предмета деятельности педагога, организующего учебно-воспитательный процесс по определенному предмету, дисциплине или специальности Системообразующим фактором, регулирующим целенаправленно применение этих педагогических категорий, являются закономерности и принципы педагогической и учебной деятельности.

В течение длительного периода времени этого арсенала педагогических категорий вполне хватало для реализации образовательных целей, выдвигаемых обществом. Хотя необходимо признать, что педагогическое сообщество всегда воспринимало современную им ситуацию в педагогике как неудовлетворительную. Предметом нападок всегда были и остаются неточность определений и формулировок основных педагогических понятий, отсутствие некоторых категорий описывающих организационный процесс взаимоувязки целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Используемое для этого понятие «методика» характеризуется высокой степенью субъективности. Сказанное, объясняет, во-первых, проблемы профессиональной компетентности преподавателей (имеющих профессиональное педагогическое образование), а во-вторых — невысокую педагогическую грамотность педагогов профессиональной школы, которые далеко не всегда имеют специальную педагогическую подготовку.

Результат обучения зависит от того, через какой педагогический процесс «прошел» обучающийся. Ш.А. Амонашвили в работе, полезной для профессиональной школы раскрывает суть педагогического процесса – это бинарная деятельность преподавателя с обучающимися, когда педагог помогает ученику в преодолении трудностей. Суть педагогической помощи заключается в направленности, характере педагогического процесса и в решаемых задачах формирования и воспитания личности. Педагог помогает лишь в том случае, если он объявляет, показывает, напоминает, намекает, подводит, объективирует, советует, совещается, предотвращает, сопереживает, поощряет, стимулирует, вселяет уверенность, заинтересовывает, задает мотивы, воодушевляет, проявляет любовь, уважение, поощряемую требовательность.

Современные технологии обучения в этом смысле направляют творческие поиски преподавателей. При этом строгое определение целей обучения (чему и для чего?) должно способствовать отбору и строительству содержания (что?), организации учебного процесса (как?) методов и средств обучения (при помощи чего?}, а также учитывать необходимый уровень квалификации преподавателей (кто?) методы оценки достигнутых результатов обучения (так ли это?). Приведенные критерии в их комплексном применении определяют сущность учебного процесса и его технологию.

Проектирование технологии (методики) обучения будем рассматривать как постановку педагогической задачи и разработку дидактического процесса, обеспечивающего ее решение (рис. 1)

Разработка дидактического процесса

Рис 1. Проектирование технологии обучения

Постановка педагогической задачи включает:

- анализ целей обучения и определение на их основе содержания

учебного предмета;

- структурирование содержания учебного предмета и его представление в виде системы учебных элементов;

- задание уровней усвоения учебных элементов;

- определение исходного уровня обученности обучающихся, определяющего уровень усвоения ими учебного материала, на котором базируется содержание учебного предмета;

- учет ограничений, налагаемых на учебно-материальную базу и организационную сторону обучения.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Психологические основы формирования словаря при использовании игрушки
Л.С. Выготский отмечает, что познание начинается с ощущений и восприятий окружающих предметов, образы которых сохраняются в представлении и памяти. Оно происходит в процессе активного взаимодействия ребенка с действительностью, в процессе так называемых практических проб, которые позволяют ему лучш ...

Сущность нравственного воспитания
Моральные кaчествa человека, их основа закладываются еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нрaвственное рaзвитие детей. Мораль - одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функции регулирования повед ...

Приёмы запоминания правописания непроверяемых слов
Беспроверочные написания - самый трудный раздел методики обучения орфографии, так как в отношении непроверяемых слов не может быть никаких обобщений и их правописание следует запомнить. Окулова Г.Е. в пособии "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе" пишет: "Поско ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru