Инновационные подходы к организации обучения

Педагогика » Инновационные технологии в профессиональном училище » Инновационные подходы к организации обучения

Страница 2

Деятельность преподавателя по проектированию технологии обучения, обеспечивающей решение педагогической задачи, заключается в формировании методов, форм и средств обучения. Деятельность педагога характеризуется тремя основными составляющими; видом управления, видом информационного процесса, типом средств передачи информации и управления познавательной деятельностью. Опираясь на концепцию деятельностного подхода к процессу обучения, представляется следующая логика его организации. Вначале анализируется характер содержания учебного материала, цели его изучения (уровни усвоения), а также другие условия педагогической задачи. Затем определяются адекватные методы обучения и схемы управления познавательной деятельностью обучающихся. На этой основе выбирается номенклатура средств обучения. Полученная таким путем подсистема методов и средств обучения облекается в организационную форму обучения — ее технологию.

Обобщенные педагогические технологии определяются как «синтетические теории», построенные на определенных психолого-педагогических основах.

Проанализируем обобщенные педагогические технологии.

Проблемное обучение. Цель – развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся. Сущность – последовательное и целенаправленное выдвижение пред обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания. Механизм – поисковые методы; постановка познавательных задач.

Концентрированное обучение. Цель – создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса. Сущность – глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоку. Механизм – методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся.

Модульное обучение. Цель – обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню ее базовой подготовки. Сущность - самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой. Механизм – проблемный подход, индивидуальный темп обучения.

Развивающее обучение. Цель – развитие личности и ее способностей. Сущность - ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Механизм – вовлечение обучаемых в различные виды деятельности.

Дифференцированное обучение. Цель – создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей. Сущность – усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт). Механизм – методы индивидуального обучения.

Активное (комплексное) обучение. Цель – организация активности обучаемых. Сущность – моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности. Механизм – методы активного обучения.

Игровое обучение. Цель – обеспечение личностно – деятельного характера усвоения знаний, умений, навыков. Сущность – самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации. Механизм – игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность.

Прикладные (конкретные) педагогические технологии — это такие, которые на методическом уровне решают проблему конструирования процесса профессиональной подготовки, направленного на достижение заранее запланированного результата.

Возникает необходимость внедрения таких педагогических технологий, в основе которых лежали бы личностно-деятельный подход, критическое творческое мышление, умение разрабатывать проблемы, принимать решения, сотрудничать в коллективе.

Вообще, педагогическая технология- это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. С нашей точки зрения, это определение является наиболее общим и корректным. Технология образования, одновременно отражающая технологизации учебного процесса, а также совокупность методов и средств образовательного процесса, направленных на достижение запланированного результата, представляет собой комплекс, охватывающий:

- представление планируемых результатов обучения;

- методологию, методики и средства диагностики текущего состояния обучаемых;

- набор моделей обучения;

- систему критериев выбора оптимальной модели для решения конкретных условий и задач образовательного процесса.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Роль интуиции в педагогической деятельности
Роль интуиции в педагогической деятельности, по мнению С. Д. Полякова, состоит в следующем: * без интуиции невозможно успешно учить и воспитывать детей, не владея способностью к психологическому проникновению во внутренний мир ребёнка, в подспудные процессы, которые происходят в каждом детском колл ...

Теоретические основы игры как средства обучения
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность его использования. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, порой неожиданно способности любог ...

Воспитательный потенциал народных обрядов и праздников как средства нравственного воспитания дошкольников
В начале 21 века в России началось возрождение интереса к истории народа, его культурным традициям. Большая роль в понимании национальных традиций принадлежит народным праздникам. В народной педагогике народные праздники и обряды считаются средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения и ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru