Деятельность преподавателя по проектированию технологии обучения, обеспечивающей решение педагогической задачи, заключается в формировании методов, форм и средств обучения. Деятельность педагога характеризуется тремя основными составляющими; видом управления, видом информационного процесса, типом средств передачи информации и управления познавательной деятельностью. Опираясь на концепцию деятельностного подхода к процессу обучения, представляется следующая логика его организации. Вначале анализируется характер содержания учебного материала, цели его изучения (уровни усвоения), а также другие условия педагогической задачи. Затем определяются адекватные методы обучения и схемы управления познавательной деятельностью обучающихся. На этой основе выбирается номенклатура средств обучения. Полученная таким путем подсистема методов и средств обучения облекается в организационную форму обучения — ее технологию.
Обобщенные педагогические технологии определяются как «синтетические теории», построенные на определенных психолого-педагогических основах.
Проанализируем обобщенные педагогические технологии.
Проблемное обучение. Цель – развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся. Сущность – последовательное и целенаправленное выдвижение пред обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания. Механизм – поисковые методы; постановка познавательных задач.
Концентрированное обучение. Цель – создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса. Сущность – глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоку. Механизм – методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся.
Модульное обучение. Цель – обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню ее базовой подготовки. Сущность - самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой. Механизм – проблемный подход, индивидуальный темп обучения.
Развивающее обучение. Цель – развитие личности и ее способностей. Сущность - ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Механизм – вовлечение обучаемых в различные виды деятельности.
Дифференцированное обучение. Цель – создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей. Сущность – усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт). Механизм – методы индивидуального обучения.
Активное (комплексное) обучение. Цель – организация активности обучаемых. Сущность – моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности. Механизм – методы активного обучения.
Игровое обучение. Цель – обеспечение личностно – деятельного характера усвоения знаний, умений, навыков. Сущность – самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации. Механизм – игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность.
Прикладные (конкретные) педагогические технологии — это такие, которые на методическом уровне решают проблему конструирования процесса профессиональной подготовки, направленного на достижение заранее запланированного результата.
Возникает необходимость внедрения таких педагогических технологий, в основе которых лежали бы личностно-деятельный подход, критическое творческое мышление, умение разрабатывать проблемы, принимать решения, сотрудничать в коллективе.
Вообще, педагогическая технология- это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. С нашей точки зрения, это определение является наиболее общим и корректным. Технология образования, одновременно отражающая технологизации учебного процесса, а также совокупность методов и средств образовательного процесса, направленных на достижение запланированного результата, представляет собой комплекс, охватывающий:
- представление планируемых результатов обучения;
- методологию, методики и средства диагностики текущего состояния обучаемых;
- набор моделей обучения;
- систему критериев выбора оптимальной модели для решения конкретных условий и задач образовательного процесса.
Лингвистические основы проблемы
Речь является особой формой общения людей, которое осуществляется посредством употребления разнообразных языковых средств. Языковые средства - словарный запас, звуковой состав слов, грамматическая система, структура предложений - усваивается с самого раннего детства. Основной задачей речевого разви ...
Сведения из истории развития методов обучения текстовым задачам
Первоначально обучение математике велось через обучение решению практических задач. Ученики, подражая учителю, решали задачи на определенное «правило». При этом учащиеся не могли сознательно усваивать тот или иной способ действия. По мнению старинных авторов, «понимать-то едва ли нужно было…» «Это ...
Понятие и принципы технологии взаимного обучения
Под педагогической технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение представляет достижение необходимого результата и имеет вероятностный характер. Но педагогическую ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.