Деятельность преподавателя по проектированию технологии обучения, обеспечивающей решение педагогической задачи, заключается в формировании методов, форм и средств обучения. Деятельность педагога характеризуется тремя основными составляющими; видом управления, видом информационного процесса, типом средств передачи информации и управления познавательной деятельностью. Опираясь на концепцию деятельностного подхода к процессу обучения, представляется следующая логика его организации. Вначале анализируется характер содержания учебного материала, цели его изучения (уровни усвоения), а также другие условия педагогической задачи. Затем определяются адекватные методы обучения и схемы управления познавательной деятельностью обучающихся. На этой основе выбирается номенклатура средств обучения. Полученная таким путем подсистема методов и средств обучения облекается в организационную форму обучения — ее технологию.
Обобщенные педагогические технологии определяются как «синтетические теории», построенные на определенных психолого-педагогических основах.
Проанализируем обобщенные педагогические технологии.
Проблемное обучение. Цель – развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся. Сущность – последовательное и целенаправленное выдвижение пред обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания. Механизм – поисковые методы; постановка познавательных задач.
Концентрированное обучение. Цель – создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса. Сущность – глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоку. Механизм – методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся.
Модульное обучение. Цель – обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню ее базовой подготовки. Сущность - самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой. Механизм – проблемный подход, индивидуальный темп обучения.
Развивающее обучение. Цель – развитие личности и ее способностей. Сущность - ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Механизм – вовлечение обучаемых в различные виды деятельности.
Дифференцированное обучение. Цель – создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей. Сущность – усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт). Механизм – методы индивидуального обучения.
Активное (комплексное) обучение. Цель – организация активности обучаемых. Сущность – моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности. Механизм – методы активного обучения.
Игровое обучение. Цель – обеспечение личностно – деятельного характера усвоения знаний, умений, навыков. Сущность – самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации. Механизм – игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность.
Прикладные (конкретные) педагогические технологии — это такие, которые на методическом уровне решают проблему конструирования процесса профессиональной подготовки, направленного на достижение заранее запланированного результата.
Возникает необходимость внедрения таких педагогических технологий, в основе которых лежали бы личностно-деятельный подход, критическое творческое мышление, умение разрабатывать проблемы, принимать решения, сотрудничать в коллективе.
Вообще, педагогическая технология- это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. С нашей точки зрения, это определение является наиболее общим и корректным. Технология образования, одновременно отражающая технологизации учебного процесса, а также совокупность методов и средств образовательного процесса, направленных на достижение запланированного результата, представляет собой комплекс, охватывающий:
- представление планируемых результатов обучения;
- методологию, методики и средства диагностики текущего состояния обучаемых;
- набор моделей обучения;
- систему критериев выбора оптимальной модели для решения конкретных условий и задач образовательного процесса.
Основные приемы при работе с развивающими играми
Чтобы вовлечь детей в игры я использовала различные игровые приемы: 1. К детям приходят их знакомые герои сказок: Колобок, Зайка, Мишка, Кукла, Петрушка, Обезьянка и т.д. Они просят показать им любимые игры детей, научить в них играть, помочь выбраться из какой-то ситуации. 2. Нравятся детям и путе ...
Анализ каллиграфических ошибок в почерке школьников
К каллиграфическим ошибкам относятся следующие: 1) дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке; 2) пишут буквы слишком размашисто или слишком узко; 3) наблюдается разноправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево; 4) не соблю ...
Факторы, влияющие на формирование ИСУПД
Активность учащихся обеспечивается тем, что развитие процесса учения удовлетворяет и закрепляет такие значимые для ученика потребности, как потребность в новых знаниях, потребность в творчестве, потребность в самоутверждении, потребность пережить чувство успеха, потребность в общении с товарищами и ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.