Учебная деятельность как ведущий элемент процесса социализации

Педагогика » Учебная деятельность как ведущий элемент процесса социализации

Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника.

Сущность социализации - сочетание адаптации и обособления человека в обществе, баланс которых определяет становление индивида. Воспитание определяется, как целенаправленное “взращивание человека", осуществляемое в семье, школе и других учебных заведениях. Сейчас в учебных заведениях создаются условия для адекватной адаптации учащихся в обществе, чтобы предотвратить столкновение учащихся с опасностями социализации, чтобы дети могли жить в новом демократическом обществе, нашли свое место в жизни.

Выдвинутая на современном этапе цель образования - развитие личности - не означает, что воспитание оказывается более значимым по сравнению с обучением. Меняется смысл учебной деятельности: усвоение знаний уже воспринимается не как цель, а как одно из средств, причем ведущее средство - развитие личности. Переход в учебной деятельности с монологических методов к диалогу и полилогу, активизация учащихся благодаря использованию интерактивных форм организации учебного процесса, предоставление права выбора уровня достижений и способа выполнения заданий, дифференциация и профилизация содержания образования на завершающем этапе - все эти направления перестройки процесса усвоения знаний становятся средствами развития личности.

Решение частных и целевых задач развития личности, которые могут быть решены на том или ином этапе общего образования зависит и от реализации потенциальных возможностей каждого учреждения. Естественно-математический цикл формирует мировоззрение, дисциплинирует мысль, формирует единую модель мира, развивает экологическую культуру личности. Гуманитарные предметы способны влиять на развитие нравственной культуры личности, структуру ценностей и потребностей учащихся. Информационные технологии, экономические знания, овладение иностранными языками обеспечивают функциональную грамотность будущего специалиста в любой сфере деятельности, самореализацию и конкурентоспособность личности в современных социально-экономических условиях. Предметы эстетического цикла формируют человека культуры, расширяя кругозор, удовлетворяя потребности в творчестве, общении, самореализации. Следовательно, на процесс активной социализации влияет целостный образовательный процесс. Подобным “центром кристаллизации” является общеобразовательное учреждение, где создаются условия для развития индивидуальных способностей самоопределения, самоутверждения в социокультурном пространстве, тем самым способствуя позитивной социализации подрастающего поколения.

Что же может противопоставить воспитательная деятельность тем же телепередачам, которые специально рассчитаны на утверждение прямопротивоположных установок на бездуховность, эгоцентризм, унижение окружающих, стремление отвергнуть все и всех, кто может помешать в достижение эгоистической цели. Даже детские передачи и мультфильмы не лишены жестокости и насилия. При этом приобретает значение принцип регионализации, проявляющийся в опоре на трудовые, художественные народные традиции. Конечно же, приобщение детей ко всему богатству народной национальной культуры, к искусству, истинным образцам художественного творчества, расширяет кругозор и поощряет вдумчивое, избирательное отношение к тому, что преподносит социальная действительность. Только в этом случае мы воспитываем не потребителей искусства, а ценителей, трансляторов, хранителей и создателей культурных ценностей.

Общими усилиями преподавателей и администрации создается такая модель воспитательной системы, цель которой совершенствование воспитательной работы в учреждениях.

Ее содержание и формы деятельности выглядят таким образом:

учебно-познавательная деятельность,

коллективно творческая деятельность,

трудовая деятельность,

оздоровительная деятельность,

нравственность, здоровый образ жизни.

Реализация целей и других условий развития воспитательной системы в образовательных учреждениях на сегодняшний день способствует решению следующих задач:

укрепление личности и развитие воспитательных задач,

развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом,

укрепление взаимодействия педагогов и семьи в воспитании детей,

развитие детских общественных организаций и ученического

самоуправления в лицее.

Основными направлениями стали:

четкое планирование;

использование разнообразных форм и методов;

развитие дополнительного образования в образовательном учреждении и вне его.

Также четко планируется и вводится в действие педагогическая поддержка по социально - психологической защите человека. Конечным эффектом социализации является воспитание индивидуальности. В основу социальной зрелости выпускника ложится формирование ответственности через представление свободы личности в принятии решения, самостоятельности, а это и есть не что иное, как переход от системы внешнего управления в самоуправление.

В рамках воспитательной системы была проведена диагностика по следующим направлениям: по уровню воспитанности, оценке социальной активности, с целью изучения автономности, приверженности детей гуманистическим нормам (нравственности), социальной адаптированности.

Анализ результатов показал, что следует отметить уровень средней социализации на всех стадиях учебной деятельности.

Используя новые технологии, формы и методы работы (клубные, КВН-овские, КТД, участие в городских конкурсах, фестивалях, через ученическое самоуправление) воспитывают деловые и организаторские способности. Благодаря совместной работе учебных заведений и правоохранительных органов снижается уровень правонарушений несовершеннолетними.

Перечисленные подходы к воспитанию составляют основу системы воспитательной работы в учебных заведениях. Процесс развития воспитательной системы - это движение от разрозненных воздействий к целостному, саморегулирующему, воспитывающему социальному организму.

Смотрите также:

Задача и ее функции
Обучение решению задач учащимися рассматривается как один из основных методов обучения математике. Процесс решения задач, как сложный аналитико-синтетический процесс, тесно связан с формированием таких приемов мышления, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и т.д. Решение текстовых задач, ...

Обзор педагогических трудов Ф.В. Филипповича
Исследователями Ю.М. Колягиным и О.А. Саввиной установлено, что «Самым значительным трудом Филипповича явилась книга «Педагогика математики», написанная им в соавторстве с В. Р. Мрочеком и вышедшая в 1910 г.» Изданию «Педагогики математики» предшествовала кропотливая и длительная подготовка. Поскол ...

Другие формы организации обучения в школе
В современной школе настолько сильна традиция классно-урочной организации обучения, что многим другим, причем самым разнообразным, формам учебной работы стремятся придать урочную форму. Так появляются урок-игра, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-диспут и т. п. И все же многие виды полезной дея ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru