Цель анализа: Выявить взаимосвязь уровней развития мелкой моторики рук и развития связной речи у детей исследуемой группы.
Сравним полученные результаты в таблице № 5
Таблица 5.
|
Фамилия ребёнка, возраст |
Уровень развития мелкой моторики рук |
Уровень развития связной речи |
|
Безбабный Никита 6,2 |
низкий |
низкий |
|
Берестнёв Артём 6,7 |
низкий |
низкий |
|
Вивдич Лера 6,5 |
средний |
средний |
|
Доценко Нина 6,8 |
средний |
средний |
|
Дуплищева Катя 6,8 |
высокий |
высокий |
|
Максименко Семён 6,9 |
средний |
средний |
|
Мовсесян Руслан 6,9 |
высокий |
высокий |
|
Павлова София 6,5 |
низкий |
низкий |
|
Петрикина Аня 6,3 |
средний |
средний |
|
Челец Стас 6,2 |
низкий |
низкий |
В сравнительной таблице видно, что уровни развития мелкой моторики рук и уровень развитии связной речи показатели совпадают.
Тем самым мы подтвердили доказательства в анализируемой литературе, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи (Л.В. Фомина, 1971).
Итак, цель нашего исследования была достигнута, мы изучили взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики рук в старшем дошкольном возрасте. Гипотеза исследования была подтверждена.
Изучив психолого-педагогическую литературу, проведя собственные исследования группы детей старшего дошкольного возраста, мы сопоставили данные показатели и выявили следующие закономерности: если развитие мелкой моторики рук в норме, то и уровень развития связной речи у старших дошкольников тоже будет в норме.
Вопросы взаимосвязи развития связной речи и мелкой моторики рук, несмотря на имеющиеся исследования, продолжают оставаться актуальными. Очень важно раннее выявление отставаний в развитии ребёнка, индивидуального подхода и прослеживание динамики созревания дошкольника.
Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Тонкая моторика - основа развития, своего рода "локомотив" всех психических процессов.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это в свою очередь подготовка руки ребенка к письму.
При этом родителям необходимо знать, что развитие мелкой моторики рук важно не только для процесса письма, но и для полноценного формирования у ребенка устной речи. Существование такой зависимости имеет свое историческое объяснение. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать неотъемлемой частью подготовки ребенка к школе.
Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.
Общеобразовательная школа как институт социализации и воспитания ребенка
В большей степени духовный кризис отражается на детях, которые в условиях переоценки ценностей оказались в своеобразном нравственном вакууме, отрицательно влияющем на личностное становление подрастающего поколения. Говоря об этих отрицательных тенденциях, фактически необходимо иметь в виду негативн ...
Принципы формирования графического навыка
На первом этапе формирования графического навыка задача состоит в том, чтобы научиться правильно сидеть, держать ручку, тетрадь; на втором – писать важнейшие элементы букв, точнее владеть алгоритмом письма; на третьем – писать буквы; на четвертом – целые слова. Для овладения графическим навыком оче ...
Мeтoдичecкиe рeкoмeндaции пo уcпeшнoму фoрмирoвaнию кoммуникaтивнoй кoмпeтeнтнocти
млaдших шкoльникoв нa урoкaх мaтeмaтики
Пocкoльку в хoдe нaшeгo тeoрeтичecкoгo иccлeдoвaния мы пришли к вывoду o тoм, чтo кoммуникaтивнaя прeдмeтнaя кoмпeтeнтнocть включaeт в ceбя знaниe нeoбхoдимoгo тeрминoлoгичecкoгo минимумa пo мaтeмaтики, aлгoритмoв выпoлнeния aрифмeтичecких дeйcтвий и cпocoбoв кoммуникaтивнoгo взaимoдeйcтвия c oкруж ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.