Теоретические основы формирования эстетических знаний и умений

Страница 1

Формирование у подрастающего поколения личностно-ценностной ориентации на создание изделий, обладающих важными социальными свойствами (красота, удобство, практичность и т.д.), является объективной потребностью современного общества и важной педагогической задачей образовательной области «Технология». Исходя из этого, деятельность учителя технологии концентрируется на достижении таких дидактических значимых целей образования, развития и воспитания личности учащихся – как развитие знаний и практических умений творить по законам красоты.

В системе ценностей, раскрываемых на занятиях технологии, важным является формирование у школьников научного мировоззрения и, на его основе, гуманного отношения к окружающему миру, предмету, средствам и результатам труда.

Развитие общество невозможно без взаимодействия человека с окружающим миром. У первобытного человека это взаимодействие выражалось в узкопрактической деятельности, обеспечивающей его существование. Отражение в нескольких изображениях, предметно-чувственных образах опыта такой деятельности свидетельствуют о объективной необходимости четкого запечатления объекта своих утилитарных интересов, положившего начало процессу зарождения и развития, элементов эстетической деятельности на основе практического отношения к природной среде. Изучение историко-педагогических источников по эстетическому воспитанию учащихся (Л.С. Выготский, Д.С. Лихачев, М.С. Коган, В.Д. Симоненко, Л.П. Заречная, П.Р. Атутов) позволило установить, что генетическая связь поколений способствует выработке у подрастающих и последующих поколений более высокого уровня целесообразной деятельности.

Совершенствование формы в процессе передачи опыта от поколения к поколению повышает общественную ценность создаваемой вещи. Во всей этой работе с подрастающим поколением, стихийно появляется единство и неразрывная связь трудового, нравственного, эстетического, физического развития и становление личности. Многообразие форм, их упорядочивание, соизмерение и гармония с окружающим миром и своими соответствующими потребностями и возможностями развивает у человечества деятельность, объединяет утилитарную и эстетическую направленность, закладывает основы художественного труда.

Трудовая деятельность опирается на методологическую основу сущности единства, категорий и принципов технологии и эстетики, проявляющаяся в соотнесении практических потребностей человека с естественными свойствами природы. С одной стороны такой монизм проявляется в гармонии, симметричности структуры, пропорции, сочетающиеся в человеке, растительном и животном мире, неорганической природе и являющиеся закономерностями эстетики. С другой стороны – это физические, химические свойства, явления, процессы, объективно заложенные в перечисленных компонентах всеобъемлющей природы. В самой ее материальности они находятся во взаимосвязи и взаимодействии. Создавая материальные ценности, люди сообразуют свою деятельность с внутренними законами природы, ее свойствами, явлениями и опираются на них.

Общественно-историческая практика органично связала в единое целое технологические и эстетические аспекты преобразовательной деятельности человека. На языке многих народов мира ее различные виды называются искусством. Технологическая деятельность человека во всех ее формах, помимо утилитарного (практического) назначения включает элементы эстетики или наполнена эстетическим содержанием. В сфере материального производства и услуг в технологической деятельности достаточно четко выделяется эстетическое отношение к труду, понимание общечеловеческих аспектов, ценности его результатов, уровень эстетического вкуса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций
Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом ...

Введение дробных чисел
Первое расширение понятия числа – введение дробных чисел. Пропедевтика обыкновенных дробей сводится к ознакомлению учащихся с такими вопросами, как доля единицы, изображение дробей на координатном луче, правильные и неправильные дроби, основное свойство дробей, представление натурального числа в ви ...

Система контроля в дошкольном образовательном учреждении
Осуществляя функцию контроля в своей деятельности руководитель дошкольного образовательного учреждения должен знать, что контроль всегда направлен на реализацию многих целей по разделам работы детского сада, и , в то же время, чётко представлять концепцию внутрисадовского контроля, охватывающую все ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru