Эстетическое воспитание представляет собой процесс совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на формирование эстетической культуры школьников. Эстетическое воспитание будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек, чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по «законам красоты». Эстетикой давно установлена важная закономерность: человек, незнающий, что такое прекрасное, не знает, что такое добро. А тот, кто не способен к добру, пройдет равнодушно мимо настоящей красоты.
В образовательной области «Технология» уделяется большое внимание эстетическому образованию и воспитанию учащихся в процессе трудовой деятельности. Задача учителя технологии в эстетическом образовании заключается в формировании у учащихся эстетических знаний и умений, в обучении школьников воспринимать и ощущать гармонию мира, красоту или безобразие предметов и явлений действительности, давать аргументированную оценку эстетических достоинств предметов и явлений, формировать у учащихся эстетический идеал о совершенном и желательном в жизни и самом человеке.
В образовательной области «Технология» формирование эстетических знаний – это процесс и результат изучения технологической эстетики, который включает в себя:
- знание основных понятий технологической эстетики (формообразование, композиция, художественно-конструкторское проектирование, дизайн);
- знание основных требований технической эстетики к промышленным и создаваемым своим трудом изделиям (функциональные, эргономические, эстетические, технологические);
- знание основных понятий о цвете, его роли в композиции, принципах применения цвета в технологической эстетике;
- знания способов осуществления различных видов эстетической деятельности.
Формирование эстетических умений предполагает освоение учащимися способов преобразовательной деятельности по законам красоты, которые включают в себя:
- анализирование изделия (выявление достоинства и недостатков формы, внешнего вида, определение функционального назначения, видение пропорции, гармонии одних деталей с другими и изделия в целом) в соответствии с требованиями технической эстетики;
- умение учитывать формообразующие, эргономические, эстетические и технологические факторы при художественно-конструкторском проектировании;
- умение пользоваться техническим рисунком и эскизом при иллюстрации творческой мысли, находить наиболее информативный вариант отображения задуманной формы изделия;
- проведение художественно-конструкторского анализа и синтеза при решении технологических задач;
- умение выполнять макеты изделий в процессе художественно-конструкторского проектирования;
- умение воспринимать и оценивать эстетические качества окружающего предметно-пространственного мира.
Эстетика имеет огромное значение в нашей жизни и задачей эстетической деятельности является развитие творческих способностей человека. Искусство вырастает на потребности человека во всей полноте проявлений жизни, которая не может реализоваться в силу социально-экономической ограниченности условий жизни конкретно-исторического общества. С помощью искусства, поскольку оно становится по преимуществу духовной формой деятельности, человек обретает такую возможность.
Применение методов объяснения
Весь учебный материал, который когда-либо где-либо преподавался, авторский – известных или, увы, неизвестных авторов. Будь то схоластические истины Средневековья, реакции в ядрах тяжелых звезд или курсы МВА – все является чьим-то трудом, кто-то создал излагаемый научный материал. Природу или социум ...
Психологические особенности школьников на среднем этапе обучения
Как уже отмечалось, между учащимися младшего подросткового возраста (10—11лет) и подростками (12—15 лет) много общего, но имеются и существенные различия, начиная с 7-го класса у них проявляется стремление к самостоятельности, самоутверждению, негативное отношение к прямым требованиям, принуждению. ...
Метод формирования экономических
понятий при изучении темы "Прибыль как цель предпринимательства"
В области обучения предпринимательству выработалась своя система методов, позволяющая решать основные задачи экономического образования и воспитания. В этой связи методы обучения основам предпринимательства представляют собой систему взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающее усвое ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.