Теоретические основы формирования эстетических знаний и умений

Страница 2

Развитие и передача от поколения к поколению знаний различных форм культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, барельефов, росписи, художественного ремесла, рукоделия и т.д.) и других аспектов эстетической деятельности не могли остаться без внимания, философского анализа и осмысления. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах красоты и эстетики в жизни и деятельности человека. Видеть в труде созидательное начало красоты – значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.

Первые попытки философского анализа эстетической деятельности находят свое отражение в древнегреческих толкованиях Гомера (VIII век до н.э.), Героклита (530 – 470 гг. до н.э.), Демокрита (460 – 370 гг. до н.э.), Сократа (469 – 399 гг. до н.э.), Платона (427 – 347 гг. до н.э.), которые раскрыли утилитарную сущность эстетической деятельности. Но только в дошедших до нас дней трудах Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.) философия воззрения античности о роли искусства, эстетической теории и практики в совершенствовании общества достигли своего рассвета и сыграли большую историческую роль в теории гармонического развития личности. Пытаясь дать теоретическое обоснование уже сложившейся эстетической практике, Аристотель подчеркивает связь художественно-творческого процесса с познавательной и трудовой деятельностью человека, обращая внимание на средства и способы достижения красоты. Множественность, целенаправленность и целостность указанной идеи образуют систему, в которой гармоническое развитие личности неотъемлемо от окружающего предметного мира. Такое развитие имеет социально-преобразующую направленность, сочетающую в себе нравственно-мировоззренческое, экономически и эстетически гармонизирующее взаимодействие человека и природы в процессе производительного труда.

К раскрытию взаимосвязи «человек и мир человека» обращались в различные эпохи теоретики и творцы бессмертных шедевров архитектуры и искусства – Ветрувий, Леонардо да Винчи, Леон-Батиста Альберти, Палладио и другие. Эта взаимосвязь проявлялась не только в законах построения гармоничных природных форм, в том числе и человеческого тела, но и в реализации принципов – «полезность, надежность, красота», положенных в основу гармонии всех создаваемых человеком материальных функционирующих форм. По мнению гуманистов эпохи Возрождения, красота, гармония, пропорциональность, изящество заложены в самой природе вещей, являются объективными законами природы, на познании и применении которых основывает свою эстетическую деятельность человек.

Теория и практика эстетики классицизма XVII века ориентировала художников, архитекторов, мастеров гончарного, ткацкого, деревообрабатывающего и других видов ремесла на соблюдение правил и канонов при создании различных произведений искусства с четко выраженной логичностью, гармонией идеальных изделий.

В эстетических теориях Д. Дефо, Локка, Дидро, Ж.-Ж. Руссо, И.И. Виккельмаха, Гольбаха и других авторов эпохи Просвещения XVII – XVIII веков были раскрыты аксиологические, гносеологические, психологические, социологические аспекты взаимодействия человека с природой в процессе ее освоения по законам красоты. Общечеловеческие проблемы художественно-практического освоения мира, его преобразования более глубоко раскрывались в методологии эстетической культуры, разработанной классиками немецкой философии – Гетте, Кантом, Гегелем, Шиллером. В начале XVIII века немецкий философ и теоретик Баумгартен вел в философию впервые новый термин «эстетика». Им он обозначил особую отрасль философского знания, систематическим изучением и изложением которой занимался. В само понятие заложен смысл греческого слова «эстезис». Первый том книги Баумгартена «эстетика» вышел в 1750 году, и с тех пор под этим термином стали обозначать определенную отрасль научных знаний, специфический ее предмет .

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Характеристика модели социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности
Как было заявлено во введении, гипотезой исследования в нашей работе является предположение о том, что целенаправленная организация досуговой деятельности будет способствовать целостному развитию детей и подростков, их успешной социализации, раскрытию индивидуализации и творческого потенциала. Для ...

Характеристика методов диагностики дошкольников
В настоящее время разработано большое количество методов диагностики, но не все они применимы к детям дошкольного возраста. На наш взгляд наиболее приемлемыми являются: наблюдение, беседа, эксперимент, опрос. Наблюдение Древняя, неизменная, простая и одновременно сложная, легкая, но не надежная диа ...

Анализ учебников по русскому языку для начальной школы
Основное направление преподавания языка, несомненно, задают учебники русского языка. Современная начальная школа располагает несколькими учебниками русского языка. Наиболее часто в школах используется учебник Т.Г. Рамзаевой. Положительной стороной этого учебника можно считать большое количество упр ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru