Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Педагогика » Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

И.М. Сеченов и И.П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: " Мне даже кажется, что я иногда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями". Павлов также говорил, что, речь, - это, прежде всего мышечные ощущения которые идут от речевых органов в кору головного мозга.

Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев рук.

Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? Один из "практических" ответов на оба эти вопроса - развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Тонкая моторика - основа развития, своего рода "локомотив" всех психических процессов.

Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.

Актуальность данной проблемы определили тему курсовой работы: "Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста"

Объект исследования: связная речь в старшем дошкольном возрасте.

Предмет исследования: взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте.

В соответствии с целью были определены основные задачи исследования.

1. Изучить теоретические аспекты проблемы развития связной речи в работах специалистов.

2. Выявить особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.

3. Изучить влияние мелкой моторики на развитие связной речи.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что развитие мелкой моторики будет способствовать развитию связной речи в старшем дошкольном возрасте.

Практическая значимость заключается в изучении взаимосвязи развития связной речи и мелкой моторики разработке рекомендаций по развитию графических умений.

Для решения поставленных цели и задач исследования, проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, психолого-педагогический эксперимент, количественный анализ результатов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во "Введении" определены актуальность проблемы исследования, цель, задачи, предмет и объект исследования, сформулирована гипотеза, раскрыта практическая значимость.

В первой главе "Теоретические аспекты развития детей старшего дошкольного возраста" на основе анализа психолого-педагогической литературы освещены особенности развития связной речи и взаимосвязь мелкой моторикой в старшем дошкольном возрасте.

Во второй главе "Экспериментальное изучение речевого развития и мелкой моторики старшего дошкольного возраста" показаны результаты исследования особенностей развития мелкой моторики и развития связной речи, проанализированы полученные результаты. В заключении приведены общие выводы, подтверждающие положение гипотезы.

Список литературы содержит 27 проанализированных теоретических источника.

Смотрите также:

Виды интуиции
Можно назвать следующие виды интуиции: чувственная; творческая; художественная; интеллектуальная; техническая; предвидения; профессиональная; математическая; принятия решения; нравственная; женская; бытовая и др. Каждая выполняет определенную функцию, что говорит о многофункциональности интуиции. В ...

Структура и содержание «Великой дидактики»
Вместе с тем, уже в своем главном педагогическом сочинении, в «Великой дидактике» (1657 г.), Я.А. Коменский реализует принцип природосообразности в возрастной периодизации. Он делит жизнь подрастающего поколения, которую называет весной человечества, на четыре шестилетних периода. Это детство - от ...

Инновационные подходы к организации обучения
В данном параграфе мы должны выяснить, какие существуют инновационные подходы к организации обучения и какова их сущность, познакомимся с современными инновационными технологиями, применяемыми в профессиональных учебных заведениях. Наиболее важные элементы образования пришли к нам из седой древност ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru