Все проблемы мирового образования присущи и России, но имеют ярко выраженную российскую специфику. Причем специфика эта не столько в нашем историческом прошлом, наших традициях, сколько в своеобразии времени, переживаемого страной.
Когда мы говорим о текущем моменте в реформировании системы образования и науки, пытаясь при этом выстроить некоторые схемы преобразований, и берем за некие ориентиры западную школу и науку, то такой подход нужно признать не вполне адекватным по ряду обстоятельств.
Первое. Во всех странах Запада школа и наука представляют для государства инвестиционную сферу: где-то в нее вкладывают больше, где-то меньше. В России же сегодня, напротив, образование и наука являются для государства сферами изъятия ресурсов всех видов – финансовых, материально-технических, кадровых – для перераспределения в иные сферы. Сценарии реформ высшей школы и науки последних лет – это непрерывная цепь таких осуществленных административно-волевым способом изъятий: приватизация вузовской собственности, откачка квалифицированных кадров, опутывание долгами и поборами.
Поэтому вопрос о выработке новой стратегии и тактики дальнейшего реформирования образования и науки напрямую зависит от ответа на вопрос – закончен или нет процесс изъятия ресурсов. Если закончен, то на каком уровне в итоге мы оказались? Отсюда одна стратегия и тактика вхождения российского образования в грядущий век. Если же этот процесс не закончен, то надо постараться уяснить, что и в каком объеме еще будет изъято из сферы науки и образования. Тогда стратегия и тактика решения вышеназванных общих для мирового образования проблем будут другими. Иными будут и наши стартовые условия в начале ХХI в.
Думаю, что здесь уместно провести параллель с ведением военных действий. Там между стратегией и тактикой, например фронтовой операции, связь такова, что при определенных конкретных условиях тактические задачи приобретают характер стратегических, а стратегические переходят в разряд тактических. Тот, кто это вовремя понял и сделал соответствующий вывод, тот и выиграл сражение. А реформа образования и науки – это ведь не такие операции, они масштабнее по целям и ресурсам и значительнее по вытекающим последствиям. Если бы мы над этими целями и последствиями задумались глубоко, результат был бы иной.
Второе. Реформирование образования и науки проходит в условиях, когда Россия переживает глубочайший культурный шок, негативное воздействие которого на общество уже носит несоизмеримо более разрушительный характер, прежде всего в нравственном плане, чем то мгновенное обнищание основной массы населения, которое стало результатом шоковой терапии. Финансовая дискриминация ученого, преподавателя, учителя, постоянно звучащие сомнения в их профессиональном уровне, уничижительное противопоставление зарубежным коллегам – это и многое другое не только само по себе в принципе неверно, но и несет опасный для государства и общества отрицательный социальный заряд.
Отметим и такой факт. Государство где-то находит огромные финансовые ресурсы, чтобы отправлять на учебу за рубеж тысячи наших специалистов на так называемую переподготовку, и не вкладывает пока никаких средств в решение аналогичной задачи непосредственно в России. Будь это иначе, может быть, не было бы такой ситуации, когда преподаватели российских вузов, как показали результаты опроса 1995 г., крайне негативно оценили государственную политику в области высшего образования («она способствует развитию высшего образования» – 1% опрошенных, «она недостаточно эффективна» – 13, «она губительна» – 43%).
Говоря о состоянии системы образования России на рубеже ХХI в., меня особенно беспокоит то обстоятельство, что в чем-то де-факто, а в чем-то уже де-юре происходит покушение на естественное и конституционное право человека – право на образование, крупнейшее завоевание ХХ в. Удручает стремление к политизации образования, особенно высшего, и развивающийся на этой почве национализм и экстремизм. Искренне волнуют меня многочисленные факты, свидетельствующие о сужении культурной и просветительской функции образования.
По данным Министерства образования России, за последние пять лет ввод в эксплуатацию новых школ сократился в 4 раза при одновременном росте числа учащихся на 1,1 млн. человек. Классы переполнены, 36% школ работают в две, а то и в три смены. Исследования показывают, что примерно половина населения России не прочитывает за год ни одной новой книги. Вымирают целые виды литературы. Исчезают издания по искусству, поэзия, научно-техническая литература, произведения классики – на их долю приходится всего 2% общего объема изданий. Лишь 30% населения могут позволить себе роскошь купить книгу.
Особенности социально–педагогической деятельности по формированию привычек
здорового образа жизни у младших подростков с девиантным поведением
В настоящее время в стране происходят резкие изменения в экономической, политической и социальной жизни. Эти изменения привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании, развитии, социальном формировании детей, подростков и молодежи. В связи с этим возни ...
Сравнительный анализ фразеологизмов английского языка с именами
собственными с их эквивалентами в русском языке
Фразеологические единицы, в состав которых входят библеизмы такого вида существуют в языках всех стран, история которых в той или иной мере связана с христианством. Однако никакой другой язык не испытал на себе такого заметного влияния Библии, как английский. В течение столетий Библия была наиболее ...
Решение задач с помощью составления уравнений в теме «Прямая и обратная
пропорциональные зависимости»
Рассмотрим этапы изучения этой темы. Во-первых, надо научить школьников решать пропорции. Основной способ их решения должен опираться на основное свойство пропорций. Когда эта цель будет достигнута, то можно показать использование свойств пропорций для упрощения их решения. Во-вторых, нужно научить ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.