Чтобы говорить о практическом использовании сочинения на уроках русского языка, необходимо обосновать, почему мы остановили выбор именно на рассуждении, а для этого, в свою очередь, кратко рассказать об особенностях мышления тринадцатилетних детей.
Одной из важнейших особенностей школьников является относительная неустойчивость внимания: если долгое время использовать задания, связанные только с одним каналом связи (зрение, слух), то интерес к их выполнению достаточно быстро падает, что сказывается на качестве работы. Поэтому, учитывая этот фактор, необходимо постараться чередовать задания письменные и устные, чтение и слушание.
Следующая особенность данного возраста – усиление роли словесно-логического запоминания, что связано с возрастающими способностями в области регулировки памяти. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что даст возможность делать сложные обобщения, выводы, проводить детальные аналогии, строить системные умозаключения.
Психологи отмечают, что слог школьника начинает формироваться в возрасте 12-13 лет. Соответственно, именно при работе в шестом-седьмом классах учитель должен обращать повышенное внимание на развитие у ребят умения выделять закономерности и последовательно излагать свою точку зрения. Методисты также настаивают на важности развития стройности речи, определяя умение рассуждать как способность «логически мыслить, когда высказывания, относящиеся к одному и тому же предмету, находятся в причинно-следственной зависимости друг от друга и в совокупности дают ответ на поставленный вопрос».
С другой стороны, подростковый возраст – это время, когда у школьников становится менее активным непроизвольное внимание. Если пятиклассника все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает само по себе и запоминается безо всяких усилий с его стороны, то внимание ученика седьмого класса гораздо труднее удержать сменой образов и впечатлений. Чтобы его заинтересовать, важно предложить ему тему, которая была бы для него актуальна, отвечала бы его внешкольным увлечениям и, возможно, затрагивала бы глубинные чувства. Нужно также помнить, что в подростковом возрасте человек начинает обращать внимание на общественные, политические и философские проблемы.
Таким образом, сочетание всех перечисленных особенностей мышления учащихся возраста 12-13 лет привело нас к необходимости остановиться на сочинении-рассуждении. Кроме того, при работе над сочинением данного типа учителю открывается широкое поле возможностей для применения разнообразных способов обогащения словарного запаса школьников.
Какой же конкретно цели отвечает сочинение-рассуждение? «Целью автора дискуссионного рассуждения является определение своего отношения к проблеме и обоснование истинности своей точки зрения, независимо от того, построит ли он свое рассуждение как утверждение или опровержение». Исходя из этого положения, мы определили алгоритм работы учеников над текстом так:
- осознание заданной темы;
- формулирование собственного отношения к заявленной проблеме;
- обоснование своей точки зрения на основе согласия либо несогласия с проблемой.
Как известно, человек выстраивает цепь аргументов двумя способами: индуктивным (перечислением частных доказательств с последующим обобщением) и дедуктивным (заявлением своей позиции в самом начале рассуждения и ее дальнейшим распространением). В ходе урока мы не ограничивали учеников в выборе способа, но, забегая вперед, можно сказать, что большинство из них предпочло дедуктивную аргументацию.
Овладение двигательными действиями при дифференцированном
подходе
Каждое двигательное действие состоит из движений. Акт движения (двигательный акт) производится с определенными взаимосвязями сил (внутренних и внешних) и приводит к изменению положения тела в пространстве и во времени. В процессе обучения двигательным действиям человек должен овладеть их кинематиче ...
Социально-педагогические аспекты школьной адаптации
Школа - это не только место, в котором происходит обучением детей. Она является важнейшим институтом социального воспитания. Как уже говорилось в предыдущем параграфе, при поступлении ребенка в школу происходит освоение им учебной деятельности, правил и норм поведения в школе. В этом ему помогают п ...
Основные направления деятельности системы
1. Формирование культуры здоровья начинается с семьи, с самого рождения человека и даже раньше. Работа с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей — важный вектор образовательной политики. Образование родителей в области здоровья через всевозможные взаимосвязи образования и семьи — перво ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.