Чтобы говорить о практическом использовании сочинения на уроках русского языка, необходимо обосновать, почему мы остановили выбор именно на рассуждении, а для этого, в свою очередь, кратко рассказать об особенностях мышления тринадцатилетних детей.
Одной из важнейших особенностей школьников является относительная неустойчивость внимания: если долгое время использовать задания, связанные только с одним каналом связи (зрение, слух), то интерес к их выполнению достаточно быстро падает, что сказывается на качестве работы. Поэтому, учитывая этот фактор, необходимо постараться чередовать задания письменные и устные, чтение и слушание.
Следующая особенность данного возраста – усиление роли словесно-логического запоминания, что связано с возрастающими способностями в области регулировки памяти. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что даст возможность делать сложные обобщения, выводы, проводить детальные аналогии, строить системные умозаключения.
Психологи отмечают, что слог школьника начинает формироваться в возрасте 12-13 лет. Соответственно, именно при работе в шестом-седьмом классах учитель должен обращать повышенное внимание на развитие у ребят умения выделять закономерности и последовательно излагать свою точку зрения. Методисты также настаивают на важности развития стройности речи, определяя умение рассуждать как способность «логически мыслить, когда высказывания, относящиеся к одному и тому же предмету, находятся в причинно-следственной зависимости друг от друга и в совокупности дают ответ на поставленный вопрос».
С другой стороны, подростковый возраст – это время, когда у школьников становится менее активным непроизвольное внимание. Если пятиклассника все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает само по себе и запоминается безо всяких усилий с его стороны, то внимание ученика седьмого класса гораздо труднее удержать сменой образов и впечатлений. Чтобы его заинтересовать, важно предложить ему тему, которая была бы для него актуальна, отвечала бы его внешкольным увлечениям и, возможно, затрагивала бы глубинные чувства. Нужно также помнить, что в подростковом возрасте человек начинает обращать внимание на общественные, политические и философские проблемы.
Таким образом, сочетание всех перечисленных особенностей мышления учащихся возраста 12-13 лет привело нас к необходимости остановиться на сочинении-рассуждении. Кроме того, при работе над сочинением данного типа учителю открывается широкое поле возможностей для применения разнообразных способов обогащения словарного запаса школьников.
Какой же конкретно цели отвечает сочинение-рассуждение? «Целью автора дискуссионного рассуждения является определение своего отношения к проблеме и обоснование истинности своей точки зрения, независимо от того, построит ли он свое рассуждение как утверждение или опровержение». Исходя из этого положения, мы определили алгоритм работы учеников над текстом так:
- осознание заданной темы;
- формулирование собственного отношения к заявленной проблеме;
- обоснование своей точки зрения на основе согласия либо несогласия с проблемой.
Как известно, человек выстраивает цепь аргументов двумя способами: индуктивным (перечислением частных доказательств с последующим обобщением) и дедуктивным (заявлением своей позиции в самом начале рассуждения и ее дальнейшим распространением). В ходе урока мы не ограничивали учеников в выборе способа, но, забегая вперед, можно сказать, что большинство из них предпочло дедуктивную аргументацию.
Проблема формирования системных знаний о труде
взрослых у детей дошкольного возраста
Трудовое воспитание - одно из важнейших средств всестороннего развития личности ребенка - дает возможность решать широкий круг воспитательных задач. Правильно организованный труд уже в младшем дошкольном возрасте влияет на развитие самостоятельной деятельности детей, укрепляет физические силы и здо ...
Воспитание и формирование личности
Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Вот почему в отдельных случаях воспитание традиционно определяется как специально организуемое педагогическое воздействие ...
Каково соотношение между активизацией познавательной деятельности учащихся и
проблемным обучением
Некоторые педагоги отождествляют эти два понятия, предлагая ликвидировать и сам термин «проблемное обучение». Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен а ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.