Специфика социализации ребёнка

Страница 4

Культура, превращаясь в содержание детской деятельности, не становится объектом сугубо дидактического интереса, она приобретает объективно новую функцию материала, на котором ребёнок производит ориентацию в сфере человеческих отношений. Ребёнок не только присваивает. Но и творит культуру. «Все достижения человечества, - пишет Н.Н. Поддьяков, - вся его культура – это результат поисковой деятельности…Овладение человеческой культурой должно рождать у детей неистощимый, ненасытный поиск, который выступает как основа детского творчества». Процесс социального развития дошкольников предполагает не только и не столько усвоение ребёнком культурных ценностей, сколько становление собственного отношения к нему, преобразования и трансформации культурных ценностей в собственные межличностные достижения.

Культуротворчество состоит в порождении ребёнком «исторически новых универсальных способностей, новых форм деятельного отношения к миру, новых образов культуры по мере освоения креативного потенциала человечества». (В.Т. Кудрявцев)

Завершённость культурогенеза и его качество напрямую зависят от характера фасилитации взрослыми развития ребёнка.

Социальная действительность выступает составной частью культуры, презентует её в непосредственном виде. Для ребёнка социальная действительность как совокупность фактов, событий, предметов и явлений социального мира является объектом познания. Её освоение можно считать одним из первоначальных этапов социализации.

Процесс социального развития дошкольников предполагает не только и не столько усвоение ребёнком культурных ценностей, сколько становление собственного отношения к нему, преобразования и трансформации культурных ценностей в собственные межличностные достижения.

С точки зрения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского социализация – присвоение индивидом общественного опыта, культуры, так называемое «окультуривание» ребёнка через взаимодействие с носителем социального опыта – взрослым. При этом опыт перерабатывается и возвращается в культуру в виде определённых индивидуальных достижений. В этом смысле само понятие и определение опыта указывают на его информационную природу: представления, полученные ребёнком в процессе знакомства с социальным миром, перерастают в знания – факт адекватного представления об окружающих событиях и явлениях. Знания являются основой выработки умений и навыков практической деятельности, опредмечиваются в них. В свою очередь, опыт практической деятельности, формируемый на основе реализации совокупности умений и навыков, служит предпосылкой для развития творческой деятельности детей.

Таким образом, факты окружающей жизни, присваиваемые ребёнком, встраиваются в его картину мира и способствуют образованию целостной концепции жизни и своего места в ней, что может быть принято за компоненты самосознания и мировоззрения ребёнка дошкольного возраста.

Общее для всех точек зрения на социализацию и включение в социальную действительность ребёнка – это то, что в ходе взаимодействия с социумом субъект социальной жизни окультуривается, персонализируется (проявляет себя как активную и изменяющую мир, других людей личность) и персонифицируется (становится индивидуальностью).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также:

Обучение младших школьников грамотному каллиграфическому письму
Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Этот вопрос волнует всех учителей начальных классов и учителей русского языка. Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких ведь единицы. Больше детей, к ...

Организация питания в американских детских садах
В типичном саду Америки количество приемов пищи стандартно: завтрак, второй завтрак (снек), обед и полдник. Обычно родители к ужину забирают своих чад домой, поэтому практически все учреждения для дошколят ужин не предоставляют. Но существуют вариации – родители начинают работать не раньше десяти ч ...

Краевая система по подготовке научных кадров
В Красноярске действуют 12 государственных вузов. Первое высшее учебное заведение края - Сибирский государственный технологический университет основан в 1930 году на базе лесного факультета Сибирского института лесного хозяйства и лесоводства (г. Омск). В 1932 году образован Красноярский государств ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru