Специфика социализации ребёнка

Страница 2

Личность ребёнка формируется в предметной деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в общении, - посредством чего происходит становление ребёнка как субъекта жизнеосуществления.

Становления и овладение высшими психическими функциями (суть ядро личности), их социогенез происходит в процессе взаимодействия ребёнка с социальной действительностью в деятельности и общении; качественные возрастные новообразования являются показателями личностного развития.

Социализация индивида рассматривается в понятиях: «социальная ситуация развития», «ведущий вид деятельности», «личностные новообразования», «кризис». Причём характеристика возраста рассматривается в континууме всего развития: взаимообусловленности и взаимодействия этих параметров в смежных возрастах (предшествующих и последующих).

В культурно-исторической концепции психическое развитие ребёнка предстаёт как «обретение им свободы, как эмансипация от окружающей среды, как утверждение самостоятельности при всё более содержательной близости со взрослым, то есть именно как развитие личности». Развитие понимается как саморазвитие в ходе овладение ребёнком с помощью средств собственным поведением и психическими процессами, как непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях. При этом ступени – суть возрастные периоды психического развития – выступают качественно своеобразными вехами формирования детской личности.

Структура детской личности рассматривается в единстве аффекта и интеллекта (Л.С. Выготский, Г.Г. Кравцов), во взаимодействии психического и личностного развития (С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн), волевого и произвольного компонентов (Е.О. Смирнова, Г.Г. Кравцов) и представлена следующими сферами:

аффективной сферой (эмоции);

интеллектом (познавательная сфера);

волей, обеспечивающей единство аффекта и интеллекта.

Детство, как особая культурная реальность и пространство развития человека, с точки зрения социального статуса отлично тем, что именно на период детства приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры.

Современные исследователи И.С. Кон, А.В. Мудрик, С.А. Козлова рассматривают социализацию ребёнка в триединстве её проявлений:

адаптации к социальному миру;

интеграции и принятия социального мира как данности;

дифференциации – способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нём.

Направленность и достижения человека, осуществляющего процесс социализации, связаны с обретением нового качества на каждой стадии освоения культуры. Выделяются такие стадии и соответствующие им приобретения человека, как стадия онтогенеза (развитие субъекта), персоногенеза (становление личности) и культурогенеза (появление индивидуальности).

Каждая стадия социализации ребёнка отличается его новым статусом во внутреннем (субъект, личность, индивидуальность) и внешнем планах развития (адаптивность, интегрированность, индивидуализированность). Единство внутреннего и внешнего содержания определяет стратегию развития – сначала жизнетворчество, потом социотворчество, и, наконец, культуротворчество.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Решение задач с помощью составления уравнений в теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости»
Рассмотрим этапы изучения этой темы. Во-первых, надо научить школьников решать пропорции. Основной способ их решения должен опираться на основное свойство пропорций. Когда эта цель будет достигнута, то можно показать использование свойств пропорций для упрощения их решения. Во-вторых, нужно научить ...

Учебно-методический комплекс
В качестве УМК по элективным курсам может быть использована научно-популярная литература, действующие учебники, математические справочники, сборники задач, а также учебные пособия по факультативным курсам, учебные пособия для кружковой работы, учебные пособия для учителей и для учащихся. В качестве ...

Необходимость введения и цели профильного обучения
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания “системы спе ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru