Специфика социализации ребёнка

Страница 3

Достижения социализации связаны с культурогенезом детства - результатами освоения мира культуры и становления мира ребёнка в единстве интериоризации и экстериоризации.

Исходя из рассмотренных выше стадий социализации устанавливаются следующие содержательные изменения культурогенеза детства – адаптация, освоение, усвоение, присвоение, культуротворчество, отличающиеся особой социальной ситуацией развития ребёнка во взаимодействии со значимым взрослым (взрослым миром) и детским сообществом (детским миром).

В современной литературе представлено три точки зрения на социализацию и её информационную основу:

традиционная: социализация рассматривается как процесс адаптации к окружающему миру, приспособление – главное средство и цель социализации;

интеграция: социализация трактуется как совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит, репродуцирует определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих адекватно функционировать в обществе (И.С. Кон);

индивидуализация: социализация как процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой (А.В. Мудрик).

Данные подходы к процессу социализации можно рассматривать одновременно и как этапы социального развития ребёнка (от адаптации к интеграции и дифференциации).

Механизмами смены этапов развёртывания индивидуальной сущности человека выступает его творческая способность изменять окружающее в большей степени, чем самого себя и рефлексивная способность видеть себя в соотнесённых ситуациях прошлого, настоящего и будущего. В первом случае говорится о проблематизации и творчестве, во втором – о диалоге и рефлексии.

Ситуация адаптации связана с относительной обособленностью ребёнка и взрослого. В первую очередь, это характерно для процесса биологической адаптации ребёнка к условиям окружающей среды, что инициирует социальную адаптацию ребёнка во взаимодействии (при посредничестве) со взрослым. Здесь важно учитывать два специфических условия: во-первых, ребёнок изначально социален (т.е. максимально «зависим», нуждается во взрослом); во-вторых, процесс социализации в дошкольном возрасте характеризуется определённой социальной незрелостью ребёнка (не сформированы устойчивые социальные установки, недостаток объёма социального опыта и др.), что осложняет процесс его социальной адаптации, не позволяет ребёнку быть эффективным во всех проблемных ситуациях.

Освоение культуры осуществляется ребёнком при посредничестве взрослого. На этом этапе начинает реализовываться принцип событийности, складываются особые детско-взрослые отношения.

Усвоение культуры характеризует достигнутый и достигаемый уровень персоногенеза, когда ребёнок овладевает взрослым, как представителем культуры.

Присвоение культуры связано с репродукцией культурных образцов и вообще содержания культуры во всех сферах жизнеосуществления ребёнка.

Культуротворчество характеризует высший уровень развития ребёнка и содержательно связан с функционированием воображения в процессе творческой активности ребёнка и созданием субъективно или объективно нового содержания культуры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также:

Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребёнка. Появление этого возрастного этапа связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Содержание среднего образования и его задачи меняются в соответствии с меняющимися условиями социума, поэто ...

Особенности подросткового возраста и условий жизнедеятельности в детском доме как предпосылки формирования делинквентного поведения
Подростковый возраст - это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой. Поведение подростка - внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом ...

Материал для упражнений по формированию каллиграфических навыков учащихся 2-3 классов
Предлагаем материал для упражнений по формированию каллиграфических навыков учащихся, мы исходим из того, что во 2-3 классах специальных уроков чистописания не выделяется. Упражнения по чистописанию проводятся ежедневно на уроках русского языка в течение 8-10 минут. Совершенствование навыков графич ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru