Специфика социализации ребёнка

Страница 13

личностная норма более высокого уровня (социальная установка).

Репрезентация социальной нормы в сознании не только является необходимым этапом на пути формирования личностных смыслов (социальных установок), но и имеет большое самостоятельное значение, так как знаменует собой этап формирования самосознания личности, осознания ею своего места в обществе.

Репрезентация социальной нормы представляет собой акт объективации, возникающий тогда, когда происходит рассогласование установки, объективного места ребенка в системе общественных связей и его потребностей, отражающих его «завтра».

Таким образом, изменение объективного места ребенка, требующее изменения самосознания, внутренней позиции, влечет за собой необходимость акта объективации требований (норм) общества, в котором данная позиция получила отражение. Исходя из этого можно выделить три этапа объективации социальных норм, совпадающих с этапами становления социальности ребенка.

Таблица 1 Соотношение этапов объективации социальных норм и этапов становления социальности ребенка.

Уровень ведущих отношений, который объективируется-репрезентируется (широта)

Стадии нормоосвоения

(по глубине)

Особенности репрезентации

Я-другой

Условнорефлекторная

Изменение поведения под непосредственным воздействием взрослого.

Я-другие

Интериоризация нормы, связанной с конкретными ситуациями и конкретными лицами.

Осознание требований взрослых, близких и далеких.

Я-общество

Фаза абстрагизации и индивидуализации социальных норм.

Ориентация на ожидания окружающих постепенно сменяется ориентацией на личную норму. Осознание своего места в мире взрослых приводит к ориентации на определенные нормы, задаваемые данным местом. Выбор социальных ролей влечет за собой выбор определенных социальных норм.

Если педагог в практике своей работы ориентируется на механизм нормативной регуляции в процессе социального развития дошкольника, то вероятно развитие доминирование когнитивного компонента в становлении развивающейся личности. Это часто приводит к стереотипизации, приспособленчеству, конформизму, к отсутствию диалектики в понимании сущности социальных явлений. В этом отношении ценной является концептуальная посылка Н.Н. Поддьякова («парадоксальная», по его же определению) об иерархизации социальных норм и правил поведения: «если возникает необходимость нарушения правил и норм, то важно, чтобы такое нарушение было глубоко нравственным».

Для того, чтобы социализация ребенка проходила наиболее успешно необходимо овладение им общественно выработанных способов анализа окружающей действительности и освоение общественных отношений. Именно в дошкольном возрасте у ребенка интенсивно развиваются психические процессы в том числе и воображение как основа творчества, созидания нового.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Смотрите также:

Барьеры в инновационной деятельности
В данном параграфе мы рассмотрим основные барьеры, возникающие в инновационной деятельности. Анализ результатов внедрения современных технологий обучения в педагогическую практику показывает, что они позволяют сделать педагогический процесс более управляемым и эффективным на основе его системного п ...

Особенности работы по ознакомлению детей с трудом взрослых в соответствии с современными образовательными программами
Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда ...

Самовоспитание личности как педагогический феномен
Собственно воспитательное воздействие представляет внешнюю часть педагогического процесса — организацию и функционирование воспитательных средств, форм, методов, приемов. Самовоспитание — это вторая, скрытая часть процесса — внутренняя субъектная психическая деятельность ребенка, которая выражается ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru