личностная норма более высокого уровня (социальная установка).
Репрезентация социальной нормы в сознании не только является необходимым этапом на пути формирования личностных смыслов (социальных установок), но и имеет большое самостоятельное значение, так как знаменует собой этап формирования самосознания личности, осознания ею своего места в обществе.
Репрезентация социальной нормы представляет собой акт объективации, возникающий тогда, когда происходит рассогласование установки, объективного места ребенка в системе общественных связей и его потребностей, отражающих его «завтра».
Таким образом, изменение объективного места ребенка, требующее изменения самосознания, внутренней позиции, влечет за собой необходимость акта объективации требований (норм) общества, в котором данная позиция получила отражение. Исходя из этого можно выделить три этапа объективации социальных норм, совпадающих с этапами становления социальности ребенка.
Таблица 1 Соотношение этапов объективации социальных норм и этапов становления социальности ребенка.
Уровень ведущих отношений, который объективируется-репрезентируется (широта) |
Стадии нормоосвоения (по глубине) |
Особенности репрезентации |
Я-другой |
Условнорефлекторная |
Изменение поведения под непосредственным воздействием взрослого. |
Я-другие |
Интериоризация нормы, связанной с конкретными ситуациями и конкретными лицами. |
Осознание требований взрослых, близких и далеких. |
Я-общество |
Фаза абстрагизации и индивидуализации социальных норм. |
Ориентация на ожидания окружающих постепенно сменяется ориентацией на личную норму. Осознание своего места в мире взрослых приводит к ориентации на определенные нормы, задаваемые данным местом. Выбор социальных ролей влечет за собой выбор определенных социальных норм. |
Если педагог в практике своей работы ориентируется на механизм нормативной регуляции в процессе социального развития дошкольника, то вероятно развитие доминирование когнитивного компонента в становлении развивающейся личности. Это часто приводит к стереотипизации, приспособленчеству, конформизму, к отсутствию диалектики в понимании сущности социальных явлений. В этом отношении ценной является концептуальная посылка Н.Н. Поддьякова («парадоксальная», по его же определению) об иерархизации социальных норм и правил поведения: «если возникает необходимость нарушения правил и норм, то важно, чтобы такое нарушение было глубоко нравственным».
Для того, чтобы социализация ребенка проходила наиболее успешно необходимо овладение им общественно выработанных способов анализа окружающей действительности и освоение общественных отношений. Именно в дошкольном возрасте у ребенка интенсивно развиваются психические процессы в том числе и воображение как основа творчества, созидания нового.
Компенсаторная роль осязания при зрительном восприятии изображений
предметов
При неполноценном зрительном восприятии нужна постоянная опора на осязательное и слуховое восприятие. Совместная работа неполноценного зрительного анализатора с кожным и двигательным анализаторами обеспечивает более высокий эффект при восприятии изображений. Большинство детей начинают анализ с расс ...
Сущность и задачи дифференцированного обучения
Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. В справочнике «проффесиональное образование» дается следующее определение дифференцированного обучения: Дифференцированное обучение - это: Распределение учебных планов и пр ...
Классификация текстовых задач
Говоря о классификации задач, необходимо определить, из каких же компонентов состоит задача и на какие этапы можно разделить процесс решения задачи. Процесс решения задачи в методике преподавания математики принято делить на 4 основных типа: Осмысление условия задачи. На этом этапе учащиеся должны ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.