Онтогенетически исходным в овладении универсальными способами социального взаимодействия является механизм рефлекторной регуляции. Его первичные проявления обнаруживаются уже в младенческом возрасте в виде социально направленной улыбки и в дальнейшем часто актуализируются бесконтрольно, на уровне феномена «стимул – реакция».
Огромное значение в процессе освоения культуры и в становлении универсальных социальных способностей имеет механизм подражания как один из путей проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Первоначально, подражая окружающим людям, ребенок овладевает общепринятыми способами поведения, вне зависимости от особенностей коммуникативной ситуации
По мере актуализации интеллектуальной активности, обогащения смыслового социального спектра взаимодействия происходит осознание ценности каждого правила, нормы; их применение начинает ассоциироваться с конкретной ситуацией. Действия, освоенные прежде на уровне механического подражания, приобретают новый, социально наполненный смысл. Осознание ценности социально направленных действий означает зарождение нового механизма социального развития – нормативной регуляции, влияние которого в дошкольном возрасте имеет большое значение.
В своих работах И.С. Кон отмечает, что «сначала ребенок ориентируется на внешнее начало: он должен вести себя хорошо, чтобы избегать наказаний и получать поощрения; свои поступки он оценивает по прямым последствиям (плохое наказывается, хорошее поощряется). Затем «внешняя» система правил и норм интериоризируется: ребенок старается вести себя хорошо, главным образом из потребности в одобрении со стороны значимых для него лиц…» Далее идет ориентация на нормы морали как на «внешний авторитет». А с развитием абстрактного мышления личность вырабатывает осознанные моральные принципы, имеющие общую мировоззренческую основу.
Таким образом, по И.С. Кону, можно выделить четыре стадии нормоосвоения, последовательно сменяющих друг друга:
условно-рефлекторная (следование норме как непосредственная реакция на воздействие взрослого);
фаза интериоризации нормы, связанной с конкретной ситуацией и конкретными лицами;
фаза абстрагирования носителя формы, ориентация на правила и формальные принципы как на ожидания окружающих;
фаза индивидуализации формальных принципов, ориентация на собственную совесть.
Последние две фазы можно объединить как две стадии одной фазы нормоосвоения.
Эта схема сопоставима со схемой динамики отношений В.И. Мясищева. Она предполагает качественно новый этап в развитии социальной нормы, требующий особого типа репрезентации ее в сознании личности, отрыва ее от конкретных носителей, что дает возможность как свободной интерпретации норм, так и свободного выбора тех из них, которые окажутся наиболее близкими и значимыми для личности. Усвоение социальных норм предполагает прохождение следующих этапов:
личностная норма более низкого уровня (неосознанная социальная установка);
репрезентированная социальная норма, на основе которой формируется более высокий уровень отношений с обществом;
Организационное построение социально-реабилитационной работы
с детьми–сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в детском доме
«Аистенок»
Базой опытно – практического исследования являлся детский дом «Аистенок». Детский дом создан в 1993 году. В своей деятельности детский дом руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными актами органов власти и управления города Нижневартовска, Международной конвенц ...
Дифференцирование пространственных, временных и
силовых параметров движений
Исследования авторов показали, что способности, основанные на проприорецептивной чувствительности (мышечном чувстве), достаточно специфичны. Это - способности к воспроизведению, оценке, отмериванию, дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движений. Объяснить наличие таког ...
Школьное самоуправление: понятие, структура, принцип деятельности
совместных органов самоуправления
Самоуправление – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Участие и помощь каждого в охранении порядка, без помощи правительства». Из истории школьного самоуправления Выработка целесообразных форм организации процесса обучения и воспитания детей и накопление полезных знаний о с ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.