Выявление уровня сформированности системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Педагогика » Использование элементов моделирования в формировании системных знаний у детей о труде взрослых » Выявление уровня сформированности системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Страница 1

Проблема выявления знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста в настоящее время является одной из важнейших проблем дошкольной педагогики. Выявление реального уровня знаний о труде взрослых дает воспитателю возможность верно определить содержание, найти оптимальные средства и методы воспитательной работы, сделать труд действительным средством развития личности в педагогическом процессе детского сада.

Единой общепринятой методики определения знаний о труде взрослых в дошкольной педагогике пока не существует. Вместе с тем, исходя из того, что знания детей о труде взрослых - это определенный уровень состояния освоения социального опыта трудовой деятельности, который осваивается в дошкольном детстве при благоприятных условиях жизни и воспитания, можно полагать, что показателями знаний о труде взрослых выступают составные компоненты социального трудового опыта: наличие знаний о труде взрослых, умение выделить результат труда в каждом трудовом процессе, на основе метода моделирования умение определить связи и зависимости между компонентами труда, умение анализировать собственную трудовую деятельность.

Вышеперечисленные составные компоненты определения знаний о труде взрослых, на мой взгляд, лучше просматриваются с помощью диагностики предложенной авторами М.В. Крулехт, О.В. Дыбиной.

Диагностика состоит из девяти методик, проходящих в форме бесед, дидактических игр, выбора ситуации (см. приложение №1). В процессе проведения диагностики фиксируется выполнение ребенком каждой методики. В результате выполнения методик определяются три уровня сформированности системных знаний о труде взрослых с использованием элементов моделирования:

уровень - высокий (7 - 9 баллов)

уровень - средний (4 - 6 баллов)

уровень - низкий (1 - 3 балла)

За каждую успешно выполненную методику зачисляется один балл. Баллы заносятся в протоколы, отражающие как индивидуальные, так и групповые показатели (см. приложение № 2). По полученным данным строятся графики (см. приложение № 3 " Сравнительный анализ усвоения знаний о труде взрослых детьми дошкольного возраста"), по которым даются количественная и качественная характеристики сформированности знаний о труде взрослых. Анализ полученных результатов позволяет мне выявить особенности формирования системных знаний о труде взрослых с использованием элементов моделирования группы в целом и отдельными детьми; наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям по изучаемому материалу. Кроме того, выявление уровня освоения знаний детьми помогает мне в анализе собственных возможностей детей в работе по трудовому воспитанию, а так же в составлении прогноза, планировании деятельности и соблюдении последовательности в работе по трудовому воспитанию детей.

Диагностическое задание каждой методики даются детям на том этапе использования моделирования, когда подобный способ уже найден детьми и отработан в процессе решения аналогичных задач. То есть предполагается, что ребенок, успешно овладевающий необходимыми знаниями о труде взрослых, может самостоятельно применять подобный способ при решении новой диагностической задачи. При проведении диагностики по ознакомлению детей с трудом взрослых с использованием элементов моделирования мною учтены возрастные особенности детей и требования к программному содержанию возрастной группы по данному разделу. Так в средней группе я выясняю, понимают ли дети значимость труда сотрудников детского сада (помощника воспитателя, повара, дворника, прачки), знают ли названия данных профессий, трудовые процессы, выполняемые этими людьми и условные обозначения данной профессии.

В старших группах необходимо выяснить, осознают ли дети значимость труда людей других профессий, уже отдаленных от окружения детей (строители, нефтяники, пожарники, парикмахеры и т.д.) и взаимосвязи различных видов труда, обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязей между его компонентами (то есть построение лесенки).

В дальнейшем я изучаю, могут ли дети переносить модель трудового процесса в собственную продуктивную деятельность.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

О сущности социально-педагогического компонента в социоклубной деятельности
Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное сущ ...

Проявление мышления в дошкольном возрасте. Изменения мышления в дошкольном возрасте
В ран­нем детстве закладываются основы развития мышления ребенка. На основе наглядно-действенной формы мыш­ления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в сло ...

Задачи и содержание по развитию словаря
В последнее время поиски ученых (З.М. Богуславская, Н.Е. Веракса, О. М. Дьяченко, Е.О. Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru