Проблема выявления знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста в настоящее время является одной из важнейших проблем дошкольной педагогики. Выявление реального уровня знаний о труде взрослых дает воспитателю возможность верно определить содержание, найти оптимальные средства и методы воспитательной работы, сделать труд действительным средством развития личности в педагогическом процессе детского сада.
Единой общепринятой методики определения знаний о труде взрослых в дошкольной педагогике пока не существует. Вместе с тем, исходя из того, что знания детей о труде взрослых - это определенный уровень состояния освоения социального опыта трудовой деятельности, который осваивается в дошкольном детстве при благоприятных условиях жизни и воспитания, можно полагать, что показателями знаний о труде взрослых выступают составные компоненты социального трудового опыта: наличие знаний о труде взрослых, умение выделить результат труда в каждом трудовом процессе, на основе метода моделирования умение определить связи и зависимости между компонентами труда, умение анализировать собственную трудовую деятельность.
Вышеперечисленные составные компоненты определения знаний о труде взрослых, на мой взгляд, лучше просматриваются с помощью диагностики предложенной авторами М.В. Крулехт, О.В. Дыбиной.
Диагностика состоит из девяти методик, проходящих в форме бесед, дидактических игр, выбора ситуации (см. приложение №1). В процессе проведения диагностики фиксируется выполнение ребенком каждой методики. В результате выполнения методик определяются три уровня сформированности системных знаний о труде взрослых с использованием элементов моделирования:
уровень - высокий (7 - 9 баллов)
уровень - средний (4 - 6 баллов)
уровень - низкий (1 - 3 балла)
За каждую успешно выполненную методику зачисляется один балл. Баллы заносятся в протоколы, отражающие как индивидуальные, так и групповые показатели (см. приложение № 2). По полученным данным строятся графики (см. приложение № 3 " Сравнительный анализ усвоения знаний о труде взрослых детьми дошкольного возраста"), по которым даются количественная и качественная характеристики сформированности знаний о труде взрослых. Анализ полученных результатов позволяет мне выявить особенности формирования системных знаний о труде взрослых с использованием элементов моделирования группы в целом и отдельными детьми; наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям по изучаемому материалу. Кроме того, выявление уровня освоения знаний детьми помогает мне в анализе собственных возможностей детей в работе по трудовому воспитанию, а так же в составлении прогноза, планировании деятельности и соблюдении последовательности в работе по трудовому воспитанию детей.
Диагностическое задание каждой методики даются детям на том этапе использования моделирования, когда подобный способ уже найден детьми и отработан в процессе решения аналогичных задач. То есть предполагается, что ребенок, успешно овладевающий необходимыми знаниями о труде взрослых, может самостоятельно применять подобный способ при решении новой диагностической задачи. При проведении диагностики по ознакомлению детей с трудом взрослых с использованием элементов моделирования мною учтены возрастные особенности детей и требования к программному содержанию возрастной группы по данному разделу. Так в средней группе я выясняю, понимают ли дети значимость труда сотрудников детского сада (помощника воспитателя, повара, дворника, прачки), знают ли названия данных профессий, трудовые процессы, выполняемые этими людьми и условные обозначения данной профессии.
В старших группах необходимо выяснить, осознают ли дети значимость труда людей других профессий, уже отдаленных от окружения детей (строители, нефтяники, пожарники, парикмахеры и т.д.) и взаимосвязи различных видов труда, обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязей между его компонентами (то есть построение лесенки).
В дальнейшем я изучаю, могут ли дети переносить модель трудового процесса в собственную продуктивную деятельность.
Обзор педагогических трудов Ф.В. Филипповича
Исследователями Ю.М. Колягиным и О.А. Саввиной установлено, что «Самым значительным трудом Филипповича явилась книга «Педагогика математики», написанная им в соавторстве с В. Р. Мрочеком и вышедшая в 1910 г.» Изданию «Педагогики математики» предшествовала кропотливая и длительная подготовка. Поскол ...
Организация танцевальной деятельности в ДОУ
Возможность раннего знакомства детей с танцем и их первого приобщения к этому виду художественной деятельности представляется в детском саду. Обучение детей танцам требует от педагога не только знаний соответствующее методике, но и предполагает наличие у него правильное представление о танце как ху ...
Подходы к созданию элективных курсов
Выделяют несколько подходов к созданию элективных курсов: 1) фундаментальный подход предполагает разработку содержания курса в логике перехода от фундаментальных законов и теорий к частным закономерностям, направленного на углубленное изучение предмета, ориентированного, в первую очередь, на одарен ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.