Воображение непосредственно связано со смысловой сферой ребенка и характеризуется тремя стадиями (одновременно и компонентами этой функции) в развитии: опора на наглядность (предметная среда), опора на прошлый опыт и особая внутренняя позиция ребенка, которая формируется к концу дошкольного возраста и получает дальнейшее развитие в младшем школьном возрасте.
Воображение служит инструментом познавательной деятельности и выполняет аффективную, защитную функцию: через самоутверждение себя в идеальных ситуациях, проигрывая их, ребенок освобождается от травмирующих моментов. Воображение является тем психологическим механизмом, который лежит в основе процесса становления произвольности в эмоциональной сфере.
Для адекватной самооценки ребенку необходимо уметь взглянуть на себя со стороны, что связано с развитием воображения и общения. Эти процессы являются предпосылками для развития рефлексии – новообразования младшего школьного возраста и зоны ближайшего развития для дошкольников. Изменения в самосознании происходят в результате изменений в других сферах. Индивидуальная рефлексия – итог развития общения с другими людьми. «Рефлексия – родовая способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности».
Е.Л. Горлова прослеживает взаимодействие воображения и рефлексии. В онтогенетическом плане воображение выступает основой возникновения рефлексии, последняя, в свою очередь, влияет на развитие воображения. Воображение обеспечивает рефлексии надситуативную ситуацию, где ребенок не зависит от конкретной ситуации и может сделать ее предметом анализа, исходя из особой внутренней позиции – высшего уровня развития воображения.
Механизмом, обеспечивающим индивиду интеграцию в область себе подобных, является механизм идентификации социальных ценностей в его сознании. В силу специфики развития психических процессов и функций идентификация дошкольника возможна на уровне эмпатийного переживания, возникающего в ходе отождествления себя с другими людьми. Ребенок чаще идентифицирует себя с объектом, вызывающим яркие эмоциональные реакции. Таким образом, по отношению к социальному развитию дошкольников, процесс идентификации следует рассматривать как акт инперсонального отождествления, в котором переживания других даны как собственные. Процесс интериоризации в данном случае рассматривается как отдельный механизм социализации, обусловленный действиями механизмов подражания, нормативной регуляции, идентификации.
Процесс идентификации, по мнению Е.М. Калашниковой, выступает как единство процессов приобщения и обособления, что не входит в противоречие с характеристикой процесса социального развития Д.И. Фельдштейна (социализация и индивидуализация). Каждый индивид усваивает социальный опыт через приобщение, но осуществляет это, индивидуально обособляясь.
Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта.
Раскрытие сущности понятия «познавательная деятельность» в
психолого-педагогической литературе
Т. Гоббс выдвинул справедливое требование о том, что каждое исследование необходимо начинать с определения дефиниций. Таким образом, попробуем определить, что подразумевают, говоря о деятельности. Для начала приведём различные определения понятия «деятельность», встречающиеся в психолого-педагогиче ...
Функции проблемного обучения
По своему содержанию и по поставленным целям традиционное образование ориентировано, прежде всего, на усвоение учащимися знаний, умений и навыков. Кроме того, с гуманизацией всей социальной сферы в традиционном образовании стала декларироваться цель всестороннего и гармоничного развития каждого уче ...
Основные направления деятельности системы
1. Формирование культуры здоровья начинается с семьи, с самого рождения человека и даже раньше. Работа с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей — важный вектор образовательной политики. Образование родителей в области здоровья через всевозможные взаимосвязи образования и семьи — перво ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.