отказ в ходе контроля от диктата, мелочной опеки и регламентации деятельности педагога, предоставление ему права свободного выбора технологий воспитания и обучения;
создание в ходе контроля стимулов к активной творческой деятельности путём совместного поиска оптимальных вариантов организации образовательного процесса и предоставление педагогу возможности апробировать их на практике;
создание условий для постоянного самосовершенствования педагога, предоставление ему возможности для экспериментальной, исследовательской деятельности;
стремление в ходе контроля не только объективно оценить деятельность педагога по обучению, воспитанию и развитию детей, но выявить динамику развития личности самого педагога, совместно наметить программу его дальнейшего совершенствования.
Создание этих условий возможно при соблюдении некоторых принципов организации контроля:
принцип генерализации – предусматривает определение главных, кардинальных направлений деятельности управляемой подсистемы, требующих контроля в первую очередь (опровергает представление о том, что контроль в равной степени и объёме необходим по всем направлениям деятельности дошкольного образовательного учреждения);
принцип интеграции – предполагает объединение усилий педагогического и родительского коллективов при осуществлении внутрисадовского контроля при условии приоритетности прав руководителя ДОУ на его координацию;
принцип гуманизации всей системы межличностных отношений в коллективе требует в процессе контроля установления между руководителем и контролируемым отношений взаимопонимания и сотрудничества;
принцип индивидуализации означает необходимость обязательно учитывать своеобразие каждой творческой индивидуальности с целью создания в ходе деятельности возможностей для самовыражения этой личности;
принцип дифференциации предполагает взаимосвязь уровня контроля с результатами работы всего педколлектива и отдельных его групп, отличающихся по уровню профессионализма (есть недостатки – контроль чаще, стабильно добиваются высоких результатов – на самоконтроль).
Реализуя контрольно- диагностическую функцию управления в дошкольном образовательном учреждении, руководитель в своей деятельности использует определённый инструментарий. Это виды контроля, способы фиксации его результатов, диагностические методики.
В менеджменте, отмечает С.А. Езопова, выделяют множество видов контроля, классифицируя их:
по времени осуществления (предварительный, текущий, итоговый);
по субъектам его осуществления (самоконтроль, взаимоконтроль, коллективный и административный контроль);
по содержанию (фронтальный – общий и локальный – по направлениям деятельности организации).
Возможности использования в управлении различных видов контроля раскрыты в таблице:
Классификация контроля
По времени осуществления |
Предварительный (предупредительный) контроль осуществляется до фактического начала работ |
Цель: определение готовности организации к реализации намеченных планов. В ходе предварительного контроля выявляются: готовность сотрудников к выполнению работы (заинтересованность в предстоящей деятельности, уровень квалификации и т.д.); ресурсное обеспечение деятельности организации – наличие финансовых, материально-технических средств; потенциал внешнего окружения, способствующий реализации намеченных планов организации. |
Например: прежде, чем приступать к реализации новой образовательной программы в ДОУ, необходимо выявить в рамках предварительного контроля, насколько педагоги готовы к работе по ней, создана ли развивающая среда и т.д. |
Текущий (оперативный)контроль осуществляется в ходе работы. |
Цель: выявление продвижения организации к намеченным целям, отслеживая выполнение планов и предотвращение кризисных ситуаций. В рамках текущего контроля осуществляются обратная связь, которая предполагает: изучение состояния внешней среды и её влияния на выполнение запланированной работы; отслеживание степени реализации намеченных планов; определение оптимальности использования ресурсов для достижения целей; выявление сбоев в работе, отклонение от намеченных стандартов; осуществление корректирующих действий для достижения целей. |
Например: в течение учебного года в ДОУ проводятся открытые занятия, отслеживаются достижения детей в различных областях и т.д. | |
Итоговый (заключительный) контроль проводится после того, какработа выполнена |
Цель: определение конечных результатов деятельности организации и степени реализации намеченных планов. Информация, полученная в результате итогового контроля, позволяет: определить, насколько достигнуты поставленные цели деятельности организации; выработать ориентиры для планирования последующей работы, скорректировать стандарты деятельности; оценить работу сотрудников организации. |
Например: в результате годовой работы ДОУ проводится итоговый контроль, направленный на определение степени достижения поставленных задач. Полученные результаты будут являться основой для определения перспектив работы в следующем году. |
Овладение двигательными действиями при дифференцированном
подходе
Каждое двигательное действие состоит из движений. Акт движения (двигательный акт) производится с определенными взаимосвязями сил (внутренних и внешних) и приводит к изменению положения тела в пространстве и во времени. В процессе обучения двигательным действиям человек должен овладеть их кинематиче ...
Сравнительный анализ методики ознакомления сравенствами
Изучение алгебраического материала начинается с подготовительного класса и проходит в тесной связи с изучением арифметического и геометрического материала. Учащиеся начальных классов знакомятся с такими важнейшими понятиями как равенство, неравенство, уравнение. Что же такое равенство, неравенство, ...
Проверка эффективности опытно-экспериментальной
работы
Для того чтобы проверить результаты нашей опытно-экспериментальной работы, по окончании формирующего эксперимента мы выявляли итоговый уровень орфографической грамотности учащихся экспериментального и контрольного классов в словах с непроверяемыми орфограммами. С этой целью школьникам предлагалось ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.