Реализация контрольно-диагностической функции

Педагогика » Реализация контрольно-диагностической функции руководителя ДОУ » Реализация контрольно-диагностической функции

Страница 2

отказ в ходе контроля от диктата, мелочной опеки и регламентации деятельности педагога, предоставление ему права свободного выбора технологий воспитания и обучения;

создание в ходе контроля стимулов к активной творческой деятельности путём совместного поиска оптимальных вариантов организации образовательного процесса и предоставление педагогу возможности апробировать их на практике;

создание условий для постоянного самосовершенствования педагога, предоставление ему возможности для экспериментальной, исследовательской деятельности;

стремление в ходе контроля не только объективно оценить деятельность педагога по обучению, воспитанию и развитию детей, но выявить динамику развития личности самого педагога, совместно наметить программу его дальнейшего совершенствования.

Создание этих условий возможно при соблюдении некоторых принципов организации контроля:

принцип генерализации – предусматривает определение главных, кардинальных направлений деятельности управляемой подсистемы, требующих контроля в первую очередь (опровергает представление о том, что контроль в равной степени и объёме необходим по всем направлениям деятельности дошкольного образовательного учреждения);

принцип интеграции – предполагает объединение усилий педагогического и родительского коллективов при осуществлении внутрисадовского контроля при условии приоритетности прав руководителя ДОУ на его координацию;

принцип гуманизации всей системы межличностных отношений в коллективе требует в процессе контроля установления между руководителем и контролируемым отношений взаимопонимания и сотрудничества;

принцип индивидуализации означает необходимость обязательно учитывать своеобразие каждой творческой индивидуальности с целью создания в ходе деятельности возможностей для самовыражения этой личности;

принцип дифференциации предполагает взаимосвязь уровня контроля с результатами работы всего педколлектива и отдельных его групп, отличающихся по уровню профессионализма (есть недостатки – контроль чаще, стабильно добиваются высоких результатов – на самоконтроль).

Реализуя контрольно- диагностическую функцию управления в дошкольном образовательном учреждении, руководитель в своей деятельности использует определённый инструментарий. Это виды контроля, способы фиксации его результатов, диагностические методики.

В менеджменте, отмечает С.А. Езопова, выделяют множество видов контроля, классифицируя их:

по времени осуществления (предварительный, текущий, итоговый);

по субъектам его осуществления (самоконтроль, взаимоконтроль, коллективный и административный контроль);

по содержанию (фронтальный – общий и локальный – по направлениям деятельности организации).

Возможности использования в управлении различных видов контроля раскрыты в таблице:

Классификация контроля

По времени осуществления

Предварительный (предупредительный) контроль осуществляется до фактического начала работ

Цель: определение готовности организации к реализации намеченных планов.

В ходе предварительного контроля выявляются:

готовность сотрудников к выполнению работы (заинтересованность в предстоящей деятельности, уровень квалификации и т.д.);

ресурсное обеспечение деятельности организации – наличие финансовых, материально-технических средств;

потенциал внешнего окружения, способствующий реализации намеченных планов организации.

Например: прежде, чем приступать к реализации новой образовательной программы в ДОУ, необходимо выявить в рамках предварительного контроля, насколько педагоги готовы к работе по ней, создана ли развивающая среда и т.д.

Текущий (оперативный)контроль осуществляется в ходе работы.

Цель: выявление продвижения организации к намеченным целям, отслеживая выполнение планов и предотвращение кризисных ситуаций.

В рамках текущего контроля осуществляются обратная связь, которая предполагает:

изучение состояния внешней среды и её влияния на выполнение запланированной работы;

отслеживание степени реализации намеченных планов;

определение оптимальности использования ресурсов для достижения целей;

выявление сбоев в работе, отклонение от намеченных стандартов;

осуществление корректирующих действий для достижения целей.

Например: в течение учебного года в ДОУ проводятся открытые занятия, отслеживаются достижения детей в различных областях и т.д.

Итоговый (заключительный) контроль проводится после того, какработа выполнена

Цель: определение конечных результатов деятельности организации и степени реализации намеченных планов.

Информация, полученная в результате итогового контроля, позволяет:

определить, насколько достигнуты поставленные цели деятельности организации;

выработать ориентиры для планирования последующей работы, скорректировать стандарты деятельности;

оценить работу сотрудников организации.

Например: в результате годовой работы ДОУ проводится итоговый контроль, направленный на определение степени достижения поставленных задач. Полученные результаты будут являться основой для определения перспектив работы в следующем году.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Особенности семейного воспитания
Семейное воспитание - специальная педагогическая деятельность родителей в семье, в которой реализуется функция семьи по социализации ребенка. Исследования показывают, что большая часть семей осуществляет воспитание на низком уровне: детей воспитывают стихийно, неосознанно, безответственно, следуют ...

Проблемные ситуации: понятие и типы, способы и правила создания
Организация проблемного обучения предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций и предопределяли применение школьниками соответствующих методов учения. Однако возникновение проблемных ситуаций и поисковой деятел ...

Концепция профильного обучения
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания “системы спе ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru