В тонах, зависящих от освещения, два основных понятия: свет и тень, каждое из которых имеет свои подразделения.
Свет: - наиболее освещенная часть предмета, полутон-переходная часть от света к тени, блик - самое светлое место на освещенных выпуклых поверхностях (на блестящих предметах блики могут быть и на плоских поверхностях).
Тень: Тень собственная - неосвещенная часть предмета.
Рефлекс - часть собственной тени, более светлая, за счет отражения света от окружающих освещенных предметов, тень падающая - тень, отбрасываемая одним предметом на другой.
Рис. 5
Самым светлым местом на предмете, если его поверхность не матовая, является блик. Затем по степени усиления тона следует: свет – полутон - рефлекс - тень собственная - тень падающая. Различия в тоне как светотени, так и окраски предметов называются тональными отношениями. Это первостепенной важности понятие в грамотном, то есть логичном, осмысленном рисовании тоном. Учащиеся 2-й и 3-й групп не способны выполнить данные требования в полном объёме. Связано это с тем, что выразительные средства, которыми они располагают, в данном случае не в состоянии передать буквального соответствия силе тона в натуре. Они либо пытаются добиваться буквального соответствия изображаемому предмету, либо рисуют «не создавая пространства» - воздушной перспективы. Любой процесс рисования – есть стилизация формы, пространства, чего эти дети пока не осознают и не умеют. Художник – не фотограф, он преображает и стилизует действительность, даже если стремится максимально точно и достоверно изобразить натуру.
Получается, что неопытный рисовальщик (ученик 2-й и 3-й групп) из желания добиться контраста белого освещенного гипса с его теневой частью и с темным глубоким фоном берет самый мягкий карандаш и нажимает им изо всех сил. Но вместо красивого контраста, какой он видит в натуре, получается неприятно черный лист бумаги с «замученной», затертой поверхностью - и нет никакого сияния белоснежного гипса, никакой воздушной глубины тона. Удержаться в нужной тональности поможет какой-нибудь темный предмет, поставленный неподалеку от куба, например флакончик черной туши. Сравнивая с ним, скажем, тень на кубе, ученик увидит, насколько она легка и прозрачна, несмотря на силу контраста со светом.
Эти правила ведения рисунка практически одинаковы для всех последующих заданий. Поэтому, прописав настолько подробно правильную последовательность ведения работы над первым заданием, впоследствии я буду более кратко описывать рабочий процесс 1-й, 2-й и 3-й групп и более подробно остановлюсь на заданиях для 4-й и 5 –й групп.
Структура карточки – задания
Эта работа преследует следующую цель: дифференцированное обучение на рисунке имеет свою специфику: учащимся 1, 2, 3 групп ставится одна постановка, различия будут проявляться лишь при оценке уже выполненного задания – ведь целью обучения является то, что бы каждый ученик из 2 и 3-й групп перешёл в процессе обучения в 1-ю группу. Конечно, этого не произойдёт со 100% гарантией - со всеми учениками – всё равно уровень природных способностей будет влиять на выполнение работ на протяжении всего учебного процесса. Но если мы будем сознательно упрощать задания для 3–й группы ( можно только в самом начале обучения поставить натюрморт попроще) - учащиеся этой группы никогда не достигнут должного уровня результатов, хотя бы с той точки зрения, что их уровень мотивации будет слишком низким. По – этому целесообразно разрабатывать отдельные задания для детей с особенностями развития – т.к. они не способны заниматься по стандартной программе. Для таких детей очень важным этапом в обучении является первоначальная компановка рисунка на бумаге и владение линией, тоном – они не могут правильно держать карандаш и не способны закомпонавать рисунок с натуры. Поэтому для групп 4 и 5 целесообразно давать задания на срисовывание с образца. Но это не является простым копированием. Карточки – задания показывают правильную последовательность ведения рисунка и работая по такой карточке ученик выполняет рисунок в правильной последовательности. Для закрепления полученного методом срисовывания навыка следующим заданием будет являться рисунок подобного предмета, возможно даже более простого но уже с натуры. Итак, главный принцип создания таких карточек – научить правильной последовательности ведения рисунка. Обычные дети помнят эту последовательность а дети с ограниченными возможностями нет. На каждой карточке должны быть выделены этапы или последовательность работы. Но всё равно необходимо постоянно проговаривать и напоминать правила ведения работы таким детям – они путаются в задании, даже если дана пронумерованная, пошаговая инструкция.
Четвертый этап в математике конечных количеств
Имея степени простого количества (причем некоторые степени могут быть кратными) мы встречаемся со структурностью количества, когда необходимо определить некоторые базисные элементы, с помощью которых путем линейной комбинации этих элементов мы получаем любое конечное количество. Отражение такой стр ...
Особенности сочинения как формы работы на уроках русского языка
Среди других видов работы по русскому языку сочинение занимает исключительно важное место. Именно в процессе создания сочинения ученик получает возможность раскрыть свой внутренний мир, сформировать мировосприятие и очертить круг интересующих его проблем. Этот вид работы позволяет обнаружить как ур ...
Экспериментальное внедрение проблемного обучения в учебный процесс
При создании экспериментальной части данного исследования была определена цель, гипотеза, а также поставлены задачи к выполнению. Цель эксперимента состояла в том, чтобы проверить насколько эффективно применение методики на уроках информатики. Была выдвинута гипотеза: если разработанные и проведенн ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.