Использование в учебном процессе дифференцированного подхода с учетом особенностей развития учащихся

Педагогика » Практическая реализация дифференцированного подхода в процессе изучения дисциплины "Рисунок" » Использование в учебном процессе дифференцированного подхода с учетом особенностей развития учащихся

Страница 5

В тонах, зависящих от освещения, два основных понятия: свет и тень, каждое из которых имеет свои подразделения.

Свет: - наиболее освещенная часть предмета, полутон-переходная часть от света к тени, блик - самое светлое место на освещенных выпуклых поверхностях (на блестящих предметах блики могут быть и на плоских поверхностях).

Тень: Тень собственная - неосвещенная часть предмета.

Рефлекс - часть собственной тени, более светлая, за счет отражения света от окружающих освещенных предметов, тень падающая - тень, отбрасываемая одним предметом на другой.

Рис. 5

Самым светлым местом на предмете, если его поверхность не матовая, является блик. Затем по степени усиления тона следует: свет – полутон - рефлекс - тень собственная - тень падающая. Различия в тоне как светотени, так и окраски предметов называются тональными отношениями. Это первостепенной важности понятие в грамотном, то есть логичном, осмысленном рисовании тоном. Учащиеся 2-й и 3-й групп не способны выполнить данные требования в полном объёме. Связано это с тем, что выразительные средства, которыми они располагают, в данном случае не в состоянии передать буквального соответствия силе тона в натуре. Они либо пытаются добиваться буквального соответствия изображаемому предмету, либо рисуют «не создавая пространства» - воздушной перспективы. Любой процесс рисования – есть стилизация формы, пространства, чего эти дети пока не осознают и не умеют. Художник – не фотограф, он преображает и стилизует действительность, даже если стремится максимально точно и достоверно изобразить натуру.

Получается, что неопытный рисовальщик (ученик 2-й и 3-й групп) из желания добиться контраста белого освещенного гипса с его теневой частью и с темным глубоким фоном берет самый мягкий карандаш и нажимает им изо всех сил. Но вместо красивого контраста, какой он видит в натуре, получается неприятно черный лист бумаги с «замученной», затертой поверхностью - и нет никакого сияния белоснежного гипса, никакой воздушной глубины тона. Удержаться в нужной тональности поможет какой-нибудь темный предмет, поставленный неподалеку от куба, например флакончик черной туши. Сравнивая с ним, скажем, тень на кубе, ученик увидит, насколько она легка и прозрачна, несмотря на силу контраста со светом.

Эти правила ведения рисунка практически одинаковы для всех последующих заданий. Поэтому, прописав настолько подробно правильную последовательность ведения работы над первым заданием, впоследствии я буду более кратко описывать рабочий процесс 1-й, 2-й и 3-й групп и более подробно остановлюсь на заданиях для 4-й и 5 –й групп.

Структура карточки – задания

Эта работа преследует следующую цель: дифференцированное обучение на рисунке имеет свою специфику: учащимся 1, 2, 3 групп ставится одна постановка, различия будут проявляться лишь при оценке уже выполненного задания – ведь целью обучения является то, что бы каждый ученик из 2 и 3-й групп перешёл в процессе обучения в 1-ю группу. Конечно, этого не произойдёт со 100% гарантией - со всеми учениками – всё равно уровень природных способностей будет влиять на выполнение работ на протяжении всего учебного процесса. Но если мы будем сознательно упрощать задания для 3–й группы ( можно только в самом начале обучения поставить натюрморт попроще) - учащиеся этой группы никогда не достигнут должного уровня результатов, хотя бы с той точки зрения, что их уровень мотивации будет слишком низким. По – этому целесообразно разрабатывать отдельные задания для детей с особенностями развития – т.к. они не способны заниматься по стандартной программе. Для таких детей очень важным этапом в обучении является первоначальная компановка рисунка на бумаге и владение линией, тоном – они не могут правильно держать карандаш и не способны закомпонавать рисунок с натуры. Поэтому для групп 4 и 5 целесообразно давать задания на срисовывание с образца. Но это не является простым копированием. Карточки – задания показывают правильную последовательность ведения рисунка и работая по такой карточке ученик выполняет рисунок в правильной последовательности. Для закрепления полученного методом срисовывания навыка следующим заданием будет являться рисунок подобного предмета, возможно даже более простого но уже с натуры. Итак, главный принцип создания таких карточек – научить правильной последовательности ведения рисунка. Обычные дети помнят эту последовательность а дети с ограниченными возможностями нет. На каждой карточке должны быть выделены этапы или последовательность работы. Но всё равно необходимо постоянно проговаривать и напоминать правила ведения работы таким детям – они путаются в задании, даже если дана пронумерованная, пошаговая инструкция.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Специфика реализации коммуникативно-направленного обучения английскому языку в начальной школе
В средней школе при обучении английскому языку особенно на начальном эта обучения должно способствовать в большей степени развитию коммуникативной компетенции и созданию мотивации учащихся на дальнейшее изучение иностранноого языка. В современной методике преподавания английского языка широко предс ...

Социально-педагогические мероприятия по повышению общего уровня адаптации первоклассников к школьной жизни
В процессе диагностики адаптации первоклассников к школьной жизни серьезных проблем в сфере учебной деятельности выявлено не было. Внутренняя позиция школьника у учеников сформирована, социальная роль ученика усвоена, страхов перед школой у детей не наблюдается. Но проведенное наблюдение показало, ...

Сведения из истории развития методов обучения текстовым задачам
Первоначально обучение математике велось через обучение решению практических задач. Ученики, подражая учителю, решали задачи на определенное «правило». При этом учащиеся не могли сознательно усваивать тот или иной способ действия. По мнению старинных авторов, «понимать-то едва ли нужно было…» «Это ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru