Влияние микроклимата школы на социализацию подростков

Педагогика » Школа как ведущий фактор социализации » Влияние микроклимата школы на социализацию подростков

Страница 1

Современное общество, по мнению М. Макарова требует незамедлительной нравственной санации, потому что как норма стали восприниматься оскорбления, считающиеся даже признаком остроумия, умения реагировать на поведение другого, в том числе незнакомого человека, а катастрофически возросшее употребление слов-паразитов и ненормативной лексики (мата) не только в обиходе, но и в СМИ. Сексуальная раскрепощенность и распущенность стали непременным атрибутом современного человека, а у подростков и молодежи — еще и показателем их «продвинутости». Очевидно, что эта тенденция находится в тесной связи с неблагополучным социальным климатом в обществе, ее отражением и является современное снижение общего уровня нравственности школьников.

Можно с уверенностью утверждать, что учащийся, привычно и часто использующий ненормативную лексику, уже имеет отклонения в области нравственного, да и психического здоровья, и процесс его дальнейшей деградации будет продолжаться. Примитивизация личности учащегося сопровождается повышенной вероятностью принятия ошибочных решений, а также использованием далеко не лучших образцов поведения. Хорошо известна и тесная связь этого феномена с уровнем асоциального, вероятностью криминального окружения, злоупотреблением алкоголем и другими одурманивающими веществами. Ненормативная лексика разрушает не только психическое, но и соматическое (телесное) здоровье, воздействуя резонансными колебаниями на клеточные структуры. Если молитва оказывает оздоравливающее действие не только на верующего, но и на любого молящегося, то ненормативную лексику можно сравнить с «антимолитвой», разрушающей и душу, и тело. У школьников, употребляющих ненормативную лексику, отмечается повышенный уровень нервной возбудимости и враждебности к окружающим. У таких учащихся, как правило, неадекватное восприятие социальной среды, они чаще не удовлетворены своей жизнью, у них снижена самооценка и достаточно низкий уровень социально-психологической адаптации.

Показатель уровня социализированности школьника диагностируется множеством методик от психологических тестов и анкет до разработанных на профессиональном уровне методов наблюдения и эксперимента. В нашем случае для диагностики адаптации школьника на современном этапе в процессе социализации подойдет подборка диагностических методик, применяемых на практике социальными педагогами и школьными психологами. Чаще всего основными методами диагностики служат беседы, тестирование, анкетирование. За основу взяты апробированные методики, проведенные на базе образовательного учреждения МОУ средняя общеобразовательная школа № 20.

Наиболее просты в использовании анкеты. Так с учащимися 5, 6 классов в первой четверти проводится анкетирование «Взаимоотношения в коллективе и характер проведения учащимися свободного времени», направленное на изучение положение подростка в школьном коллективе, уровень его адаптации к среднему звену, а также сферу интересов, увлечении. Данная анкета позволяет проследить показатель социализированности в данный момент и осуществить прогноз ближайшего развития школьника. Таким образом, при опросе 53 школьников в возрасте 12-13 лет, были получены следующие результаты: доминирующий тип отношений в коллективе – дружеский; однако положительная мотивация при посещении школы снижается и составляет 32%, что в какой то мере свидетельствует о наличии у подростков дискомфорта в учебном заведении. Подтверждением этого служит высокий показатель количества учащихся, проводящих свое свободное время на улице – 63%. Однако, это может являться и особенностью подросткового возраста, для которого значимо именно общение со сверстниками. Методика позволяет диагностировать и другие параметры, видоизменять блоки вопросов, комбинируя их в зависимости от более конкретной цели опроса. Дополнением к данной методике может служить и опросник «Микросоциум и подросток», позволяющий проследить причины дискомфорта ребенка в коллективе. Анкетирование проводится анонимно по следующим параметрам: мотивация к учебному заведению в целом; наличие конфликтов со сверстниками и старшими; наличие асоциальных поступков по отношению к ребенку и способ его реагирования на них.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Классификация и содержание подвижных игр применительно к задачам развития двигательных качеств в программе по физической культуре
Существует несколько классификаций подвижных игр . Традиционно игры различают по наличию/отсутствию инвентаря, по количеству участников, по степени интенсивности и специфики физической подготовки, наличию/отсутствию ведущего, месту проведения (двор, комната, водоем), по элементам разметки пространс ...

Формы и методы построения процесса формирования у учащихся эстетических знаний и умений по технологии обработки ткани и волокнистых материалов
Введение в школы, гимназии, лицеи образовательной области «Технология» коренным образом меняет не только содержание учебного предмета «Обслуживающий труд», но и методы обучения, позволяющие вырабатывать у учащихся качества личности, которые предъявляет общество к ним: высокая общая культура, широко ...

Проблема социально-педагогического сопровождения
Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru