Успешность семейного воспитания ребенка зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, основные периоды развития, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами, социально-демографические особенности семьи.
По результатам исследований Э. Арутюнянц, существуют три варианта семьи: традиционная (патриархальная), детоцентрическая и супружеская (демократическая).
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших, педагогическое воздействие осуществляются сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они неинициативны, негибки в общении, действуют исходя из представления о должном.
В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. Взаимодействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от ребенка к родителям). В результате такого взаимодействия у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации ребенка при поступлении в дошкольное учреждение и школу.
Супружеская (демократическая) семья своей целью видит взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие – «горизонтальное», диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом воспитания в такой семье является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитии активности, самостоятельности, доброжелательности, уверенности в себе и эмоциональная устойчивость. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям в среде, построенной по «вертикальному» принципу.
Такая классификация семей требует индивидуального подхода к воспитанию ребенка в целом и взаимодействию с семьей.
Продуктивность семейного воспитания в процессе развития детей напрямую взаимосвязана с характером взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Изменения государственной политики в области образования повлекли за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей. В статье 2 Закона РФ «Об образовании» сформулированы следующие принципы:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
В этом законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т.е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель. В последнее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре ее стоит гуманизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности.
Кроме того, в последнее время наметился переход от единой модели образования к плюралистическому подходу. В Законе РФ «Об образовании» в качестве принципов государственной политики упоминаются также «свобода и плюрализм в образовании», «демократический, государственно-общественный характер управления образованием, свобода образовательных учреждений». Педагоги получили возможность самостоятельно организовывать педагогический процесс, использовать многообразие форм, определять свой стиль, свои направления в работе с детьми.
Введение понятия массы в курсе физики средней школы
На изучение темы "Масса тела. Единицы массы " отводится один урок и одна лабораторная работа "Изучение рычажных весов. Измерение массы". Повторение и систематизация учебного материала по теме "Основные понятия молекулярной теории строения вещества. Масса тела. Плотность вещ ...
Основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки
Комплекс задач образовательных учреждений по организации профильной подготовки формируется на основе новых требований, которые перед системой образования и обучения ставит современное общество. В теории и практике профильного обучения на сегодняшний день еще нет единых подходов. Вместе с тем крепне ...
Способы автоматизации
Перейдём к вопросам усвоения слова. Автоматизация происходит на основе условно-речевых упражнений. Учителю важно понять их сущность, специфику, именно поэтому в них, прежде всего, используются установки, носящие коммуникативный характер. В этом случае учащиеся должны выполнять не просто учебную зад ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.