временным фактором – ребенок проводит в семейной среде значительное количество времени, особенно первые годы жизни, наиболее важные для развития ребенка;
фактором плотности общения - ребенок получает возможность непрерывного взаимодействия с окружающими взрослыми, возможность непрерывно воспринимать и анализировать факты окружающей действительности в различных условиях;
фактором эмоциональной насыщенности – ребенок находится в условиях эмоционального поля, включен в эмоционально насыщенные отношения;
фактором родительского отношения - родители создают своего рода «детскую среду», необходимую и характерную для каждого ребенка;
фактором возможности автономизации – семейная среда предоставляет ребенку собственное, автономное от других пространство с возможностью индивидуализации его содержания (выбор видов деятельности), материально-вещного оформления (оснащение, оборудование, книги и т.д.) и организации (режим, организация времени, нормы, формы самоуправления и т.д.).
Придавая новизну социально-педагогической практике взаимодействия семьи и детского сада, необходимо помнить, что особенности семейного микросоциума могут выступать как стабилизирующим фактором социализации ребенка, так и провоцирующим проявление различных «сбоев». В этой связи сегодня, как никогда важно опираться на реалистичные представления о социальном самочувствии семьи.
Семейная ситуация представляет собой совокупность условий, обеспечивающих благоприятную или неблагоприятную среду для процесса социализации ребенка. Для успешного становления, роста, развития индивидуальности ребенка в семье необходимо наличие целого ряда условий.
1)Создание достаточной свободы для проявлений активности ребенка.
Ребенок в семье обладает определенной степенью личностной свободы. Последовательное и логичное расширение границ самостоятельности ребенка представляется целесообразным и влияющим на общую адаптивность ребенка.
2)Развитие внутри особой знаково-символической среды (общение ребенка со взрослыми и сверстниками).
Становление сознания ребенка зависит от форм общения со взрослыми, от характера общения – диалогичность или монологичность, от образа мыслей окружающих взрослых и от того насколько они могут сделать этот образ мыслей «видимым» для ребенка, т.е. понятным ему. Именно взрослый в совместном анализе создает условия для осмысления и осознания ребенком себя человеком с определенными целями, намерениями, симпатиями и антипатиями, человеком, наделенным определенными способностями чувствовать, мыслить, понимать, выстраивать свою деятельность.
3)Эмоционально насыщенное и целенаправленное общение взрослых с ребенком
Еще И.П. Павлов утверждал, что эмоция является для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Умение взрослых находить верную и постоянную пропорцию для своих реакций на то или иное событие, тот или иной поступок ребенка способствуют формированию у ребенка твердых повседневных ориентиров в мире чувств.
4) Преемственность освоения знания с предыдущим опытом ребенка.
Знание вырастает из осознания ребенком определенных ситуаций своей деятельности. Семья, дающая ребенку право выращивать свои знания на основе своего опыта, понимания, тех понятий, которые у него к этому времени сформировались, право выбора способа работы; индивидуального или коллективного, способствует формированию у ребенка способности осуществлять самостоятельный выбор и нести за него ответственность.
5)Гармоничные взаимоотношения в семье.
Исследования, проведенные Л.И. Божович, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожец и др., позволили выделить два типа факторов, существующих в семье и оказывающих влияние на ребенка. Первый тип составляет отношения родителей, отношения между родителями, отношения между братьями и сестрами. Ко второму типу можно отнести материальное положение семьи, жилищные условия, структуру семьи (полный или неполный ее состав). Факторы первого типа исследователи отнесли к доминирующим по сравнению со вторыми.
На основе многолетнего практического опыта ученые делают вывод о том, что нарушения в семейных межличностных отношениях являются причинами так называемых «сбоев» в процессе социализации ребенка В системе взаимоотношений «родители-ребенок» следует опираться на индивидуальные особенности детей, которые необходимо учитывать при выборе типа и стиля воспитательного воздействия в семье. Успешность адаптации ребенка зависит от доминирующего в семье стиля родительского отношения и понимания родителями индивидуально-психологических особенностей детей.
Что такое мультимедиа
Мультимедиа - сравнительно молодая отрасль новых информационных технологий. Дословный перевод слова "мультимедиа" означает "многие среды" ("multi" - "много", "media" - "среда"). Под этим термином понимается одновременное воздействие на пол ...
Общеобразовательная школа как институт социализации и воспитания ребенка
В большей степени духовный кризис отражается на детях, которые в условиях переоценки ценностей оказались в своеобразном нравственном вакууме, отрицательно влияющем на личностное становление подрастающего поколения. Говоря об этих отрицательных тенденциях, фактически необходимо иметь в виду негативн ...
Диагностика определения уровня развития критического мышления и умений монологической
речи учащихся 11 класса МОУ «Павлоградская гимназия»
В соответствии с объектом и предметом исследования была проведена диагностика учащихся. В диагностике приняли участие 10 учащихся 11 класса МОУ «Павлоградская гимназия» Павлоградского района Омской области. Диагностика включала 2 аспекта: личностный и предметный. Целью личностного аспекта стало опр ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.