Взаимодействие ДОУ и семьи как условие полноценной социализации ребенка дошкольного возраста

Педагогика » Социализация личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения » Взаимодействие ДОУ и семьи как условие полноценной социализации ребенка дошкольного возраста

Страница 4

Процесс социализации ребенка-дошкольника, по данным современных исследователей (А.А. Майер, О.И. Давыдова и др.), протекает наиболее полно при следующих условиях:

благоприятная социальная ситуация развития;

посредничество взрослых, через достижение взаимодействия процесса социально-педагогической деятельности ДОУ и процесса социализации ребенка в семье;

организация полноценной деятельности и общения как ведущих форм развития и взаимодействия с окружающим миром.

Для активного усвоения дошкольниками ценностей, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонента в их жизнедеятельности необходимо направлять воспитательную работу таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности. Целостность в осмыслении понятий социальной действительности достигается благодаря широкому использованию литературы, музыкальному, изобразительному материалу, а также собственному творческому использованию окружающей действительности. Учитывая особенности возраста, педагог определяет тематику дня и содержание работы в соответствии с общей темой недели. Для полноты раскрытия содержательного аспекта темы важно создание в течение дня нравственно-этических ситуаций как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности. Большое место в течение дня занимает совместная деятельность взрослого и ребенка по закреплению понятий в разных формах.

Кроме того, создаются условия для свободной и самостоятельной деятельности детей. Занятия проводятся в форме увлекательных и познавательных игр, т.к. игр игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения.

Содержание обучения должно выводить ребенка за пределы его непосредственного личного опыта в сферу опыта человеческого и тем самым давать ребенку новую форму жизни в обществе – взаимодействие с обобщенными, общечеловеческими знаниями. Ребенку предлагается мысленно стать участником событий, дать оценку поступков героев, предложить и обосновать свой вариант поведения.

Важным условием для полноценной социализации ребенка-дошкольником является вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ.

В настоящее время образовательный процесс в ДОУ, в настоящее время несет в себе множество функций, из которых приоритетной является социальная функция. Социальная функция предполагает вовлечение в процесс воспитания всего социального окружения детей, психологическую поддержку, как детям, так и родителям, компенсацию негативных влияний социальной среды.

Семья является важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта. Являясь социальным институтом воспитания, семья осуществляет социализацию ребенка наиболее естественно и безболезненно через преемственность поколений

Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка. Главный эффект их успешного влияния не в дублировании, не в замене социальных функций одного института воспитания другим, а в гармоничном дополнении друг друга.

Полемика о соотношении воспитания детей в семье или в детских садах имеет свою историю. Еще в начале XX века ряд таких известных педагогов, как К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт и др., считали, что воспитание ребенка должно осуществляться до семи лет в семье. Некоторые авторы были противниками семейного воспитания (А.С. Симонович, К.Н. Ярош), объясняя свою позицию тем, что семья подает детям дурной пример, в рамках ее – они не могут включаться в труд, становятся избалованными. П.Ф. Каптерев, внесший существенный вклад в разработку теории семейного воспитания, стоял на позициях сочетания семейного и общественного компонентов.

На рубеже XIX-XX веков в помощь семье создавались детские сады, в которых ребенок мог проводить от двух до четырех часов в день, но были и детские сады длительного пребывания для детей рабочих – народные детские сады. В помощь семье создавались в те годы родительские клубы, семейные группы (похожие на современные группы кратковременного пребывания). В семейных группах мамы с детьми объединялись и занимались с ними.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также:

Необходимость введения и цели профильного обучения
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания “системы спе ...

Роль учителя
Каковы цели обучения? Чему мы должны научить ученика? Упрощенное представление таково: ученик обязан усвоить программный материал. А что значит усвоить? Выучить? Запомнить? Ответить по учебнику? Воспроизвести то, что сохранила память? Память изменчива. Сегодня запомнил, завтра забыл. Спросите учите ...

Анализ эффективности методов воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
По окончании формирующего этапа в экспериментальной группе проведен контрольный этап эксперимента. Задача контрольного эксперимента – выявить влияние используемой коррекционной программы на эффективность воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Центральный этап состоял из ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru