Взаимодействие ДОУ и семьи как условие полноценной социализации ребенка дошкольного возраста

Педагогика » Социализация личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения » Взаимодействие ДОУ и семьи как условие полноценной социализации ребенка дошкольного возраста

Страница 3

Следовательно, ребенок не только присваивает, но и творит культуру. Творит не в виде новых вещей и идей, а в виде новых универсальных способностей. К этим способностям В.Т. Кудрявцев относит творческое воображение, ориентацию на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии, общие способы действий с вещами и построение чувственной картины мира, универсальные формы мышления и нравственное отношение к себе подобному.

На основе современных исследований личностного развития ребенка представляется возможным конкретизировать данный перечень характеристик и отнести к универсальным человеческим способностям ряд базисных характеристик личности, становление которых осуществляется в процессе социального развития ребенка: компетентность, креативность, инициативность, произвольность, самостоятельность, ответственность, безопасность, свобода поведения, самосознание личности, способность к самооценке.

Таким образом для осуществления полноценной и успешной социализации ребенка, необходимо чтобы построение содержание социального развития определялось, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний мирового уровня культуры, общечеловеческих ценностей, с другой – отношением к этому самого индивида, актуализацией собственного «Я», раскрытием творческих потенциалов личности. Главным критерием социального развития в этом случае выступает не степень усвоения социальных норм и правил поведения, адаптированности к окружающему миру на уровне приспособленчества, конформизма, а степень самостоятельности, инициативности, творчества личности. В этом вопросе важно, чтобы в ДОУ реализовывалась модель, обеспечивающая активную и успешную социализацию ребенка-дошкольника в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонента их жизнедеятельности.

Критериями уровня сформированности представлений социальной действительности выступают:

Сформированность представлений о социальной действительности в рамках применения и использования знаний в общении и деятельности в объеме работающей программы.

Сформированность определенных эмоционально-ценностных и оценочных отношений к фактам, явлениям и событиям социальной действительности, к самому себе в ней.

Овладение способами социально-приемлемой деятельности, общения и на этой основе – способность удовлетворять собственные желания и потребности, способность к творчеству.

Сформированность деятельной и активной позиции в овладении социальной культурой, а также наличие личностных качеств: активности (инициативности и самостоятельности), произвольности, способности к самооценке.

К базисным характеристикам личности, служащими критериями оптимального социального развития ребенка, А.В. Запорожец и его последователи относят следующие: компетентность, креативность, способность к инициативности, произвольность поведения и психических процессов в целом, самостоятельность, ответственность, безопасность, свобода поведения, развитое самосознание, способность к самооценке.

Таблица 2. Система критериев и показателей уровня сформированности представлений социальной действительности дошкольников.

Критерии

Показатели

1.Мотивационно-потребностный

наличие сформированности мотивации на успешное выполнение различных видов деятельности (художественно-творческая, игровая, трудовая, речевая и т.д.);

стремление довести начатое дело до конца;

наличие эмоциональных переживаний от выполненной деятельности.

2. Когнитивный

наличие знаний о социальной действительности;

представление, понимание значения социальных действий;

направленность на познание социальных отношений, на усвоение и соблюдение социальных норм и правил.

3. Деятельностно-практический

приобретение самостоятельного опыта через различные виды деятельности;

рефлексия – способность переносить приобретенный опыт в жизнь;

умение и желание бережно относиться к результатам своей деятельности и деятельности окружающих.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также:

Методы первичного оценивания
“ .только так могу я получить оттиск мира” Тадеуш Ружевич Проявления свойств воспринимаемых объектов могут быть обозначены определенными числами. Поэтому приписывание чисел определенным сторонам объектов, явлений или событий в соответствии с какими-либо правилами создает некоторую шкалу. Использова ...

Особенности словарной работы с детьми младшего дошкольного возраста
Процесс овладения словарем тесно связан с овладением понятиями. У Л.С. Выготского читаем: «Значение слов с психологической стороны…есть не что иное, как обобщение или понятие. …Мы вправе рассматривать значение слова как феномен мышления». В первую очередь дети дошкольного возраста овладевают назван ...

СФУ как ключевой элемент в развитии научного потенциала региона
Темпы роста российского и, в частности, сибирско-дальневосточного рынка технологических разработок и подготовки кадров столь значительны, что он становится важным сегментом глобального экономического пространства. Для российских исследователей, разработчиков и учреждений профессионального образован ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru