Критерии лексико-грамматической сферы – 1 б.
Критерии самостоятельности – 1 б.
3 х 100 : 15 = 20 б.
Пересказ с творческими дополнениями.
Задание: прослушайте начало рассказа. Придумайте конец рассказа. Дайте название рассказа. Перескажите его целиком.
Борис и Андрей ходили в лес за грибами. Долго они бродили по лесу. Грибов набрали полную корзину. Вдруг под кустом .
Пересказ ребенка:
Боря и Андрей были в лесу. Грибы собирали. Много и вдруг Волк сидит, забрал все.
Качественная характеристика
Ребенок не сразу заметил недостающую часть теста. Максим не понимает темы рассказа, пересказ составлен с нарушением лексических и грамматических норм. Отмечается поиск слов, отдельные близкие словесные замены, пересказ мало доступен даже с наводящими вопросами.
Количественная характеристика
Критерии смысловой целостности – 1 б.
Критерии лексико-грамматической сферы – 1 б.
Критерии самостоятельности – 0 б.
2 х 100 : 15 = 13,33 б.
4. Краткий пересказ
Задание: прослушайте рассказ «Пудик». Разделите его на части. Озаглавьте каждую часть. Составьте план и перескажите по нему рассказ.
Пудик.
Жил-был желторотый воробей. Звали его Пудик. Он жил под окном в теплом гнезде
Он не умел летать, только махал крыльями.
Прилетала воробьиха, приносила букашек. Пудик глотал букашек.
Он часто высовывался из гнезда. Крылышки у него были еще маленькие.
Подул ветер. Пудик сидел на краю гнезда. Он упал из гнезда. Испугался Пудик, крылья распустил, качается на ножках.
Подкралась к Пудику кошка. Увидала воробьиха. Подлете ла к кошке. Раскрыла клюв и распушила перья. Хочет она кошку клюнуть в глаз.
В это время Пудик поднялся с земли и взлетел на окно. Мать прилетела к нему, но только без хвоста. Остался хвост в лапах у кошки. Смотрит на них кошка и мяукает.
(По М. Горькому.)
Дословный пересказ ребенка:
Был Пудик воробей, любил вылазить из гнезда. Кошка увидела и схватила. А маме кошка хвост съела.
Качественная характеристика
Разделение текста и его озаглавливание ребенку недоступно, так и составление плана. Пересказ характеризуется значительными изменениями и пропусками смысловых звеньев. Текст не полный с искажением смысла. Практически недоступен.
Количественная характеристика
Критерии смысловой целостности – 1 б.
Критерии лексико-грамматической сферы – 1 б.
Критерии самостоятельности – 0 б.
2 х 100 : 15 = 13,33 б.
5. Пересказ в диалогических парах.
По результатам обследования нами был составлен индивидуальный речевой профиль Максима Т. – приложение №1
Процентное выражение качества выполнения методики:
20 + 20 + 13,33 + 13,33 + 40 х 100 : 200 = 53,33
II уровень – 53,33 – средний.
Аня В.
Для диагностики ребенку предлагались те же задания.
Качественная характеристика
Пересказ ребенка
В стручке жили горохи. Прошла неделя. Горошины созрели и покатились весело. К мальчику. Ружье зарядил и выстрелил. 3 залетели на крышу, 1 – в канаву. Там вырос зеленый.
Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями.
Пересказ составлен с нарушениями лексических и грамматических норм, наблюдается поиск слов, близкие словесные замены.
Самостоятельность выполнения у Ани наблюдается после повторного предъявления текста.
Количественная характеристика
Критерии оценки:
Критерии смысловой целостности – 2,5 б.
Критерии лексико-грамматической сферы – 1 б.
Критерии самостоятельности – 2,5 б.
6 х 100 : 15 = 40 б.
2. Выборочный пересказ
Задание: прослушайте рассказ. Перескажите о том, как медицинская сестра спасла раненого солдата.
Храбрая девушка
В бою с фашистами был ранен наш солдат. Пуля пробила ему руку и попала в грудь. Солдат упал на снег. Товарищи его ушли вперед. Они гнали фашистов дальше.
Методика использования игрушки для развития словаря детей раннего возраста
Занятиям, на которых используется иллюстрированный материал отводится особая роль в педагогике раннего детства, Л.Н. Павлова отмечает, что уникальность и ценность таких занятий в наглядности, сочетающейся со словом, что особенно значимо для меленького ребенка. Г.Ф. Лоза отмечает, что многие знания ...
Лингвистические основы проблемы
Речь является особой формой общения людей, которое осуществляется посредством употребления разнообразных языковых средств. Языковые средства - словарный запас, звуковой состав слов, грамматическая система, структура предложений - усваивается с самого раннего детства. Основной задачей речевого разви ...
Метод
проектов - средство решения задач предпрофильной подготовки
Проектная деятельность не является принципиально новой технологией в педагогической практике. Она возникла еще в начале ХХ столетия в США. Ее называют также методом проблем и связывают с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.