Методика обследования уровня сформированности пересказа у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня

Педагогика » Использование традиционных и нетрадиционных методов пересказа при обучении детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня » Методика обследования уровня сформированности пересказа у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня

Страница 2

Критерии лексико-грамматической сферы – 1 б.

Критерии самостоятельности – 1 б.

3 х 100 : 15 = 20 б.

Пересказ с творческими дополнениями.

Задание: прослушайте начало рассказа. Придумайте конец рассказа. Дайте название рассказа. Перескажите его целиком.

Борис и Андрей ходили в лес за грибами. Долго они бродили по лесу. Грибов набрали полную корзину. Вдруг под кустом .

Пересказ ребенка:

Боря и Андрей были в лесу. Грибы собирали. Много и вдруг Волк сидит, забрал все.

Качественная характеристика

Ребенок не сразу заметил недостающую часть теста. Максим не понимает темы рассказа, пересказ составлен с нарушением лексических и грамматических норм. Отмечается поиск слов, отдельные близкие словесные замены, пересказ мало доступен даже с наводящими вопросами.

Количественная характеристика

Критерии смысловой целостности – 1 б.

Критерии лексико-грамматической сферы – 1 б.

Критерии самостоятельности – 0 б.

2 х 100 : 15 = 13,33 б.

4. Краткий пересказ

Задание: прослушайте рассказ «Пудик». Разделите его на части. Озаглавьте каждую часть. Составьте план и перескажите по нему рассказ.

Пудик.

Жил-был желторотый воробей. Звали его Пудик. Он жил под окном в теплом гнезде

Он не умел летать, только махал крыльями.

Прилетала воробьиха, приносила букашек. Пудик глотал букашек.

Он часто высовывался из гнезда. Крылышки у него были еще маленькие.

Подул ветер. Пудик сидел на краю гнезда. Он упал из гнезда. Испугался Пудик, крылья распустил, качается на ножках.

Подкралась к Пудику кошка. Увидала воробьиха. Подлете ла к кошке. Раскрыла клюв и распушила перья. Хочет она кошку клюнуть в глаз.

В это время Пудик поднялся с земли и взлетел на окно. Мать прилетела к нему, но только без хвоста. Остался хвост в лапах у кошки. Смотрит на них кошка и мяукает.

(По М. Горькому.)

Дословный пересказ ребенка:

Был Пудик воробей, любил вылазить из гнезда. Кошка увидела и схватила. А маме кошка хвост съела.

Качественная характеристика

Разделение текста и его озаглавливание ребенку недоступно, так и составление плана. Пересказ характеризуется значительными изменениями и пропусками смысловых звеньев. Текст не полный с искажением смысла. Практически недоступен.

Количественная характеристика

Критерии смысловой целостности – 1 б.

Критерии лексико-грамматической сферы – 1 б.

Критерии самостоятельности – 0 б.

2 х 100 : 15 = 13,33 б.

5. Пересказ в диалогических парах.

По результатам обследования нами был составлен индивидуальный речевой профиль Максима Т. – приложение №1

Процентное выражение качества выполнения методики:

20 + 20 + 13,33 + 13,33 + 40 х 100 : 200 = 53,33

II уровень – 53,33 – средний.

Аня В.

Для диагностики ребенку предлагались те же задания.

Качественная характеристика

Пересказ ребенка

В стручке жили горохи. Прошла неделя. Горошины созрели и покатились весело. К мальчику. Ружье зарядил и выстрелил. 3 залетели на крышу, 1 – в канаву. Там вырос зеленый.

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями.

Пересказ составлен с нарушениями лексических и грамматических норм, наблюдается поиск слов, близкие словесные замены.

Самостоятельность выполнения у Ани наблюдается после повторного предъявления текста.

Количественная характеристика

Критерии оценки:

Критерии смысловой целостности – 2,5 б.

Критерии лексико-грамматической сферы – 1 б.

Критерии самостоятельности – 2,5 б.

6 х 100 : 15 = 40 б.

2. Выборочный пересказ

Задание: прослушайте рассказ. Перескажите о том, как медицинская сестра спасла раненого солдата.

Храбрая девушка

В бою с фашистами был ранен наш солдат. Пуля пробила ему руку и попала в грудь. Солдат упал на снег. Товарищи его ушли вперед. Они гнали фашистов дальше.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Роль игры, учебной деятельности в развитии мышления
В течение ранних периодов развития, включая период дошколь­ного возраста, основным содержанием интеллектуальной деятельно­сти ребенка является игровая деятельность. В дошкольный период этот вид деятельности достигает своего наиболее полного, разверну­того и совершенного развития. В связи с этим важ ...

Педагогические условия, обеспечивающие эффективность взаимодействия дошкольного учреждения в организации досуга детей
Педагогика досуга – учение о досуге как целенаправленно организованной воспитательной деятельности. Предметом педагогики досуга является целенаправленный, воспитательный процесс организации досуговой деятельности детей и перевод ее на более высокий уровень развития. Задачи педагогики досуга: 1) соз ...

Основы работы с умственно отсталыми и физически дефективными детьми
Всякий дефект, т. е. какой-либо телесный недостаток, ставит организм перед задачей преодолеть этот дефект, восполнить недостаток, компенсировать ущерб, приносимый им. Таким образом, влияние дефекта всегда двойственно и противоречиво: с одной стороны, он ослабляет организм, подрывает его деятельност ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru