Бессюжетные народные подвижные игры

Бессюжетные народные подвижные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятаньем и т. п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.

Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами. Поскольку правила требуют от участников довольно быстрых и ловких действий, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем дошкольном возрасте, с малышами могут быть проведены лишь самые элементарные формы игр этого вида.

В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с простейшими правилами.

Первыми бессюжетными играми для детей 2-3 лет являются такие игры, как «Догоните меня», «Догоню». В них предлагается детям задание двигаться в одном направлении за воспитателем или от него в заранее намеченное место – «домик», где педагог не должен их ловить. Каждый ребенок, выполняя задание самостоятельно, в то же время действует совместно с другими детьми. Постепенно игры усложняются. Как только малыши научатся ходить, бегать подгруппами и всей группой в одну сторону, воспитатель во время игры может менять направление, способствуя формированию навыков движений, умению ориентироваться в пространстве. При этом детей приучают выполнять элементарное правило – двигаться, не наталкиваясь, друг на друга.

Затем вводятся игры, в которых есть более сложные задания на внимание, на ориентировку в пространстве. Так, например, дети должны двигаться туда, где расположен флажок, соответствующий цвету флажка в руках у ребенка, или туда, где звенят колокольчик («Найди свой цвет», «Где звенит колокольчик?»). Такие игры требуют от детей знания основных цветов, определения па слух места, откуда раздается звук, и в соответствии с этим умения регулировать свои действия.

В таких играх, как «Береги предмет», «Не опоздай», к детям предъявляются требования: выполнить действия как можно быстрее, найти свое место, сохранить свой предмет (кубик, колечко, погремушку). В этих простейших играх уже имеет место задание, заставляющее ребенка проявлять быстроту и ловкость.

В бессюжетных играх (кегли, кольцеброс, городки) дети выполняют более сложные движения: метание, прокатывание в цель, бросание и ловля. Дети младшего дошкольного возраста такими движениями владеют слабо, поэтому их вначале широко используют в игровых упражнениях, например: «Прокати мяч», «Попади в воротца», «Подбрось повыше» и др. Упражняясь в этих движениях, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мячами, шарами, кольцами), у них развивается глазомер, координация движений, ловкость. Участвуя в таких играх, малыши приобретают много полезных навыков.

Несмотря на то, что бессюжетные народные игры используются в работе с малышами не так широко, как сюжетные, дети участвуют в них с большим удовольствием. Это объясняется тем, что в таких играх воспитатель является активным участником. Он показывает детям, как надо выполнить те или иные задания, сам выполняет ответственную роль, направляет весь ход игры, эмоционально настраивает детей, помогая им в выполнении разных движений.

Смотрите также:

Концепция профильного обучения
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания “системы спе ...

Взгляды русских и советских психологов
Проблема мышления возникла как предмет психологии в начале 20-х гг. нашего века в вюрцбургской психологической школе. Господствовавшая до этого ассоциативная психология не ставила перед собой проблемы анализа мыслительной деятельности. Мышление сводилось к «сцеплению» ассоциаций. За реальность прин ...

Время проведения народных подвижных игр
Подвижные игры проводятся с малышами ежедневно. В утренние часы, до завтрака, целесообразно дать детям возможность поиграть самостоятельно. Для этого нужно вынести различные игрушки, помочь малышам найти себе занятие, подбадриванием, шуткой способствовать созданию у них бодрого, радостного настроен ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru