Методика обучения пересказу детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием традиционных и нетрадиционных методов

Педагогика » Использование традиционных и нетрадиционных методов пересказа при обучении детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня » Методика обучения пересказу детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием традиционных и нетрадиционных методов

Страница 4

С помощью того же приема внимание детей обращают и на возможные варианты изменения грамматической формы слова, нормативные правила оформления связи слов в словосочетаниях и т. д. Это способствует лучшему восприятию текста, направляет внимание детей на важные смысловые моменты и некоторые языковые особенности произведения.

Разбор содержания произведения — «содержательное ядро» текста. Целенаправленный разбор лексического материала способствует лучшему осмыслению отраженных в тексте предикативных отношений и способов их языкового выражения. Проведение такого разбора значительно облегчает детям с ОНР последующее составление пересказа.

Второе занятие по пересказу начинается с повторно го чтения текста с установкой на пересказ, после чего дети приступают к его составлению. При обучении детей с ОНР пересказу применяют вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения, что особенно важно на начальных этапах работы. К числу таких приемов относится выделение основных содержательных звеньев сюжета произведения по ходу составления рассказа (пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения, а в дальнейшем — отдельных иллюстраций с изображением персонажей и существенных деталей).

Первоначально дети пересказывают по одному фрагменту текста; в последующем постепенно переходят к индивидуальному пересказу нескольких фрагментов и текста в целом. К концу первого года (третий период обучения) они учатся составлять пересказ по предваряющему плану-схеме. Опорные вопросы к тексту даются в виде развернутого словесного плана перед началом пересказа.

Затем дети должны овладеть пересказом без опоры на наглядный материал. Можно рекомендовать ряд специальных приемов, способствующих развитию у детей с ОНР внимания, вербального восприятия, лучшему осмыслению и запоминанию текста, а также формированию навыков планирования развернутых высказываний. Рекомендуется, например, такая форма работы, когда пересказ одного ребенка иллюстрирует другой, подбирая из расположенных перед ним картинок те, которые относятся к данной части рассказа.

Эффективным при обучении пересказу является прием использования детского рисунка. После разбора и пересказывания текста по вопросам логопеда на отдельном (воспитательском) занятии детям предлагают выполнить рисунок по выбору на сюжет рассказа, после чего они самостоятельно составляют пересказ фрагмента произведения на основе своего рисунка.

При обучении пересказу в ряде случаев можно использовать «иллюстративное панно» с красочным изображением обстановки и основных деталей, с которыми связано развитие сюжетного действия произведения. Такие «опорные» объекты располагают на картине-панно в линейном ряду соответствен но последовательным эпизодам рассказа.

Иллюстрирование проводится с помощью плоскостных фигурок персонажей и предметов, перемещаемых на панно. Демонстрационное панно используют для иллюстрирования педагогом текста при чтении и разборе произведения, иллюстрирования ребенком пересказа , а также для обучения планированию пересказа путем моделирования действий персонажей.

Также рекомендуется прием моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. Для ее составления используют блоки- квадраты, размещенные на штативе, которые после чтения и разбора текста заполняют силуэтными (черно-белыми) изображениями персонажей и значимых объектов, соответствующими каждому из последовательных фрагментов-эпизодов. Составление такой схемы позволяет детям усвоить способы программирования содержания развернутого сообщения путем установления последовательности и взаимосвязи основных смысловых звеньев рассказа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также:

Организационное построение социально-реабилитационной работы с детьми–сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в детском доме «Аистенок»
Базой опытно – практического исследования являлся детский дом «Аистенок». Детский дом создан в 1993 году. В своей деятельности детский дом руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными актами органов власти и управления города Нижневартовска, Международной конвенц ...

Описание опыта реализации возрастного подхода в деятельности школьного социального педагога
Изучение опыта реализации возрастного подхода в деятельности школьного социального педагога позволило сделать следующие выводы. МОУ "Средняя общеобразовательная школа №29" расположена по адресу г. Череповец, ул. Моченкова, д.10, телефон 29-59-77. Микрорайон находится на окраине города, в ...

Инвариантные условия организации и содержание элективных курсов
При всех возможных вариантах организации курсов по выбору относительно инвариантными остаются следующие условия: курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор (один из одного – это не выбор); курсы должны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зр ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru