Методика обучения пересказу детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием традиционных и нетрадиционных методов

Педагогика » Использование традиционных и нетрадиционных методов пересказа при обучении детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня » Методика обучения пересказу детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием традиционных и нетрадиционных методов

Страница 5

Использование диафильма при обучении пересказу способ твует повышению интереса к занятиям, развитию восприятия и вербальной памяти, речемыслительной деятельности детей. В качестве варианта структуры занятий по пересказу с применением диафильмов предлагается следующий: предварительное чтение текста; просмотр диафильма в сочетании с прослушиванием текста (чтение текста педагогом или магнитофонная запись); просмотр кадров, сопровождаемый ответами детей на вопросы; пересказ текста по фрагментам.

О.С. Ушакова и Е.М. Струнина при обучении детей с ОНР предлагают каждому ребенку пересказ сказки, рассказанную воспитателем, при этом следует помнить, что сказка должна быть конкретна, реалистична. Воспитатель, обращаясь к ребенку, говорит: «Мы придумывали разные рассказы и на занятиях, и на прогулках на разные темы. Сейчас ты поду май и придумай рассказ на тему "Как Сережа нашел котенка"» (тема может быть любой). Рассказы детей фиксируются дословно, с указанием имеющихся пауз, повторов и т. д. В протоколах отмечается и поведение детей: как принял задание, как приступил к его реализации, обращался ли за помощью к воспитателю, характер обращений.

Для определения связности пересказа необходимо ориентироваться на следующие показатели.

Раскрытие темы. Рассказы детей анализируются с позиций соответствия темы, заданной в названии, и содержания.

Объем рассказа. Объем высказывания ребенка определяется через подсчет слов, предложений. Важным является не только количественный подсчет, но и качественный анализ, так как объем рассказа будет зависеть от наличия осведомленности о сообщаемом предмете, тематике, интереса к ней со стороны ребенка, стремления к полноте передачи информации, от уровня развития мыслительной деятельности.

Соблюдение структуры повествования. При анализе рассказов детей следует обратить внимание не только на последовательность передачи события, на наличие начала, середины, конца, но и на соотнесенность концовки с названием.

Средства связи. Структурная организация текста пересказа обусловлена наличием логической схемы построения и выражения в специальных знаках начала и конца рассказа, в синтаксисе отдельных предложений, в строении и сочетании соединений предложений.

При анализе важно обратить внимание на то, как ребенок начинает свое высказывание, каким словом определяет место или время начала события, как связывает предложения между собой, обусловливает ли предыдущее предложение структуру последующего.

Так как у дошкольников мысль в основном развивается линейно, то связь чаще всего осуществляется с помощью повтора какого-либо из членов предложения.

1. Однажды мальчики собрались весь. 2. Они взяли собой козонки. 3. Налили полянку. 4. На полянке росло много грибов. 5. Они стали набирать грибы. 6. Грибов было много, и все набрали полные корзинки.

В данном пересказе используется временной зачин, выраженный обстоятельством времени однажды. В другом рассказе он может быть выражен другим словом — как то раз или летом, в летний день и т. д. При анализе рассказов детей необходимо обращать внимание на разнообразие зачинов, на начальное слово (однажды). Далее в примере следует прямой порядок слов, начинающийся с подлежащего мальчики. 2-е предложение связано с первым синонимической связью — они. Связь между 2-м и 3-м предложениями они — они и носит название местоименной. 3-е и 4-е предложения связаны лексическим повтором, выраженным дополнением полянку — на полянке. 5-е предложение по смыслу связано с 3-м местоименной связью они - они. 6-е предложение с 5-м снова снизывается лексическим по втором, выраженным подлежащим — дополнением грибы — грибов. В этом же пересказе представлен и другой вид связи — глагольный. Последовательность события передается временной соотнесенностью глаголов: . собрались . взяли . нашли . росло . стали набирать . набрали.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также:

Теоретические основы законов и свойств арифметических действий
Подход к сложению целых неотрицательных чисел позволяет обосновать известные законы сложения: переместительный и сочетательный. Докажем сначала переместительный закон, т. е. докажем что для любых целых неотрицательных чисел а и b выполняется равенство a + b= b + а. Пусть а — число элементов в множе ...

Преимущества воспитания в детском коллективе
Находясь в коллективе сверстников, ребенок учится общаться с другими детьми, отстаивать свое собственное мнение и прислушиваться к чужому. Он учится жить в коллективе, учится самостоятельности. Особенно важен детский сад для ребенка, который в семье единственный, а также для тех детей, которые по т ...

Развитие ситуативной связной речи
Связной в специфическом, терминологическом смысле слова мы называем такую речь, которая отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо потому ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru