В настоящее время дети с общим недоразвитием речи составляют основной контингент в специальных дошкольных учреждениях.
Особую роль обучения пересказу в формировании связной монологической речи детей подчеркивают многие исследователи как в общей дошкольной, так и коррекционной педагогике (A.M. Бородич, Э.П. Короткова, Л.П. Федоренко, Т.Б. Филичева и др.). При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания.
Использование нетрадиционных методов (театрализации игр-драматизаций, театрализованных представлений) для детей дошкольного возраста с ОНР III уровня при обучении пересказу, способствует совершенствованию эмоциональности речи, развивает интонационную выразительность, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речевую деятельность.
Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания
Преодоление ОНР у детей осуществляется в специальном детском саду для детей с речевыми нарушениями путем и пользования поэтапной системы формирования речи. В основу коррекционной системы обучения и воспитания детей с ОНР 4-6 лет положены следующие принципы (Левина) раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений:
. развития речи и опоры на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условии формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития;
. взаимосвязанного формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и взаимоподготовка). Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слов позволяет добиваться нужной четкости и внятности речи. В то же время развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения;
дифференцированного подхода в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;
связи речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов. Выявление этих связей лежит в основе воздействий на те психологические особенности детей с ОНР, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции их речевой деятельности.
Обучение предусматривает три периода, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами, содержанием и объемом усваиваемого материала. Эти этапы в то же время взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание обучения на каждом из предшествующих этапов подготавливает детей к прохождению нового, более сложного материала.
После двухнедельного обследования логопед приступает к фронтальным (2 раза в неделю), ежедневным индивидуальным и подгрупповым занятиям.
Логопедические занятия с использованием традиционных и нетрадиционных методов пересказа строятся с учетом требований как общей дошкольной, так и специальной педагогики. Логопеду следует четко:
определить тему и цель занятий;
выделить предметный, глагольный словарь, словарь признаков, которые дети должны усвоить в активной речи;
отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала);
Разработка методического обеспечения дифференцированного
подхода в процессе изучения дисциплины «Рисунок»
Понятие «Рисунок» как учебный предмет возникло во второй половине XVI века в результате появление целого ряда портретных образов исторических деятелей, что свидетельствует о значительных достижениях русского искусства XVI века. Во 2-й пол. XVI века по инициативе Ивана Грозного создаются летописные ...
Роль учителя
Каковы цели обучения? Чему мы должны научить ученика? Упрощенное представление таково: ученик обязан усвоить программный материал. А что значит усвоить? Выучить? Запомнить? Ответить по учебнику? Воспроизвести то, что сохранила память? Память изменчива. Сегодня запомнил, завтра забыл. Спросите учите ...
Характеристика Муниципального Дошкольного Образовательного Учреждения
детского сада № 9 комбинированного вида
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 комбинированного вида существует 35 лет. Функционируют 11 групп. Списочный состав 250 человек, в том числе 85 детей раннего возраста и 165 дошкольного. В среднем детский сад посещает 200 – 210 человек. Имеется спортивный и тренажерн ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.