Методика обучения пересказу детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием традиционных и нетрадиционных методов

Педагогика » Использование традиционных и нетрадиционных методов пересказа при обучении детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня » Методика обучения пересказу детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием традиционных и нетрадиционных методов

Страница 2

обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, и сформулировать цель каждого этапа;

обеспечить постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;

включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля своих действий и действий товарищей

при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности, для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;

предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную работу и в познавательную деятельность;

включить в занятие регулярное повторение усвоенного речевого материала.

Приемы обучения пересказу.

Ряд приемов носит установочный характер – они готовят детей к предстоящему выразительному пересказу. Исходным приемом является образец чтения произведения. Он сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков фраз.

В процессе беседы используются вопросы к детям в том числе о выразительности речи, а так же объяснения, указания. Значительное место занимает упражнения – индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения. Возможны обращения к личному опыту детей, показ наглядного материала – все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа.

Другая группа приемов имеет тренировочную и оценочную направленность, их применяют с целью обеспечить полное воспроизведение детьми текста.

Для достижения связности и плавности пересказа наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателю. На начальных этапах обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка, а также отраженный пересказ.

Между пересказами, если их качество не высоко, используют указания, упражнения.

Активную обучающую роль играет оценка пересказа педагога.

Очень полезно предлагать детям исправить, улучшить пересказ, повторив по-новому реплику, концовку или небольшой, неудавшийся им отрывок. Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности какой является пересказ, должна быть тактичной, допускающая вариативность исполнения.

Среди других словесных приемов, используются вопросы, но меньше, чем в установочной части занятия. Лучшее место вопроса – после пересказа.

Если в произведении есть диалог, то на помощь приходит пересказ по ролям (в лицах). Активизируют детей хоровые проговаривания коротких реплик.

На некоторых занятиях может быть использована игра – драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов.

Возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а так же построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя.

В процессе обучения пересказыванию педагог может применять и другие приемы – совместный пересказ, указания, подсказ-напоминание и т.д. При выборе методических приемов учитывается, пересказывают дети уже знакомую сказку, рассказ или ранее не известное им произведение.

Важным методическим приемом является оценка детского пересказа. Используя его воспитатель не должен забывать, что, отметив положительные моменты и недостатки, нужно обязательно поощрять старания ребенка. Следует отметить и внимание, с каким дети слушали пересказ своего товарища.

Необходимо также учить дошкольника выполнят речевые задания коллективно. Для этого перед заслушиванием очередного пересказа воспитатель дает всей группе конкретную установку: быть готовыми помочь товарищу в случае затруднения, суметь дополнить пересказ и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Психологические особенности школьников на среднем этапе обучения
Как уже отмечалось, между учащимися младшего подросткового возраста (10—11лет) и подростками (12—15 лет) много общего, но имеются и существенные различия, начиная с 7-го класса у них проявляется стремление к самостоятельности, самоутверждению, негативное отношение к прямым требованиям, принуждению. ...

Структура и содержания образования
Существуют различные трактовки понятия содержания образования. Так, Ю. К. Бабанский определяет его следующим образом: «Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формир ...

Функционирование образовательных систем в рамках единого образовательного пространства
Создание единого образовательного пространства диктуется теми объективными процессами, которые происходят ныне в мировом сообществе, предполагающими необходимость интеграции всех сил в освоении информационных, технологических, экономических и других пространств, что становится важным, системообразу ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru