Методика обучения пересказу детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием традиционных и нетрадиционных методов

Педагогика » Использование традиционных и нетрадиционных методов пересказа при обучении детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня » Методика обучения пересказу детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием традиционных и нетрадиционных методов

Страница 2

обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, и сформулировать цель каждого этапа;

обеспечить постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;

включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля своих действий и действий товарищей

при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности, для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;

предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную работу и в познавательную деятельность;

включить в занятие регулярное повторение усвоенного речевого материала.

Приемы обучения пересказу.

Ряд приемов носит установочный характер – они готовят детей к предстоящему выразительному пересказу. Исходным приемом является образец чтения произведения. Он сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков фраз.

В процессе беседы используются вопросы к детям в том числе о выразительности речи, а так же объяснения, указания. Значительное место занимает упражнения – индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения. Возможны обращения к личному опыту детей, показ наглядного материала – все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа.

Другая группа приемов имеет тренировочную и оценочную направленность, их применяют с целью обеспечить полное воспроизведение детьми текста.

Для достижения связности и плавности пересказа наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателю. На начальных этапах обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка, а также отраженный пересказ.

Между пересказами, если их качество не высоко, используют указания, упражнения.

Активную обучающую роль играет оценка пересказа педагога.

Очень полезно предлагать детям исправить, улучшить пересказ, повторив по-новому реплику, концовку или небольшой, неудавшийся им отрывок. Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности какой является пересказ, должна быть тактичной, допускающая вариативность исполнения.

Среди других словесных приемов, используются вопросы, но меньше, чем в установочной части занятия. Лучшее место вопроса – после пересказа.

Если в произведении есть диалог, то на помощь приходит пересказ по ролям (в лицах). Активизируют детей хоровые проговаривания коротких реплик.

На некоторых занятиях может быть использована игра – драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов.

Возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а так же построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя.

В процессе обучения пересказыванию педагог может применять и другие приемы – совместный пересказ, указания, подсказ-напоминание и т.д. При выборе методических приемов учитывается, пересказывают дети уже знакомую сказку, рассказ или ранее не известное им произведение.

Важным методическим приемом является оценка детского пересказа. Используя его воспитатель не должен забывать, что, отметив положительные моменты и недостатки, нужно обязательно поощрять старания ребенка. Следует отметить и внимание, с каким дети слушали пересказ своего товарища.

Необходимо также учить дошкольника выполнят речевые задания коллективно. Для этого перед заслушиванием очередного пересказа воспитатель дает всей группе конкретную установку: быть готовыми помочь товарищу в случае затруднения, суметь дополнить пересказ и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Исследование уровня адаптации первоклассников к школьной жизни
Процесс адаптации первоклассника к школьной жизни затрагивает несколько сфер его жизнедеятельности. Это и сфера межличностных отношений с классным руководителем и со сверстниками; сфера учебной деятельности, в которую входят усвоение учебной программы и правил школьной жизни. Чтобы диагностика уров ...

Бессюжетные народные подвижные игры
Бессюжетные народные подвижные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетн ...

Достоинства и недостатки метода взаимного обучения
Какие же развивающие, обучающие и воспитательные эффекты и дефекты обнаружены при тщательном исследовании системы взаимного обучения, центром которого является сотрудничество детей, в сравнении с традиционным обучением, центрированном на взрослом? Преимущества метода взаимного обучения: 1. Не все у ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru