Способы обогащения словарного запаса учащихся при подготовке к сочинению в седьмом классе

Педагогика » Обогащение словарного запаса учащихся при подготовке к сочинению в седьмом классе » Способы обогащения словарного запаса учащихся при подготовке к сочинению в седьмом классе

Страница 1

Конспект урока русского языка

Тема урока: «Сочинение-рассуждение».

Класс: 7

Цели:

- образовательная: закрепить понятие сочинения-рассуждения; совершенствовать умение раскрывать тему с помощью цепочки аргументов;

- развивающая: развивать внимание, способность к логическому мышлению, выделению закономерностей;

- воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка.

Задачи.

Очертить круг задач на уроке.

Провести вступительную беседу.

Прочитать текст-образец.

Проанализировать текст на наличие новых или малознакомых слов.

Прояснить значение неизвестных слов с помощью толкового словаря.

Записать в индивидуальные словари новые слова и их значения по тематическим группам.

Выполнить упражнения на обнаружение семантических связей между новыми словами и уже известными.

Приступить к написанию сочинения.

Оборудование: доска, мел, тетради, тетради-словари, толковые словари (по одному на каждой парте), карточки с опорными словами.

Ход урока

Учебная ситуация

Виды деятельности учителя

Виды деятельности учащихся

Оргмомент

Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы будем писать сочинение-рассуждение. Посмотрите на доску: мы обозначили тему сочинения и основные этапы нашей работы и разделили их по времени. Итак, тема сочинения-рассуждения – «Роль политики в жизни человека».

Садятся

Вступительная беседа

Сначала давайте вспомним, что такое сочинение-рассуждение. (Сочинение-рассуждение – это логически выстроенная цепь суждений и умозаключений, объясняющая причинно-следственные связи какого-либо явления. Конечной целью сочинения-рассуждения является доказательство главной мысли – идеи, которая может быть сформулирована в заглавии – тезисе.)

Прочитайте определение понятий “доказывать”, “объяснять”, “размышлять” на карточках, которые вам выданы. (Доказывать – определять, истинно или ложно то или иное утверждение или отрицание, подтверждать какое-нибудь положение или точку зрения фактами и аргументами; объяснять – растолковать, делать ясным и понятным себе или кому-нибудь; размышлять – углубляться мыслью во что-нибудь.)

Читают

Скажите, в каких ситуациях употребляются эти глаголы? (Они употребляются в ситуациях, когда нужно растолковать кому-либо свою точку зрения.)

Как строится сочинение-рассуждение? (Вступление – собственно доказательство – заключение, вывод).

Какие языковые средства мы можем использовать при написании сочинения-рассуждения? (Средства, выражающие причинно-следственные отношения; обстоятельства причины, условия, вводные слова, сопоставление, побудительные, восклицательные предложения)

Дома каждый из вас должен был найти 2-3 афоризма на тему «Политика». Кто хочет зачитать?

Отвечают

Сейчас я прочитаю вам текст, написанный вашим ровесником по сходной теме – «Человек и политика». Ваша задача – внимательно слушать, а после прочтения текста я задам вам вопросы.

Один из учеников читает

Чтение текста-образца

Человек и политика

Политика — это одна из сфер человеческой жизнедеятельности. Как и во всякой сфере, в ней есть свои профессионалы, специалисты — депутаты, министры, члены политических партий. А какое отношение к политике имеют остальные граждане? Можно ли сказать, что происходящее в этой сфере от них не зависит? Может быть, человек просто должен делать свою работу и совсем не интересоваться тем, что происходит в мире?

Обратимся к примерам. Андрей Дмитриевич Сахаров — известный физик, лауреат множества премий, создатель водородной бомбы. Казалось бы, у науки — свои интересы, она лишь исследует закономерности окружающего мира, и ей нет дела до злобы дня, до борьбы партий. Но жизнь и деятельность А. Д. Сахарова свидетельствуют о другом. Создавая водородную бомбу, А. Д. Сахаров осознал, что наращивание ядерной мощи уже не увеличивает безопасность, а наоборот, может в конце концов уничтожить все живое на земле. Поэтому он включился в антивоенную деятельность. Он практически один боролся против позорной войны в Афганистане. Государство жестоко покарало его за инакомыслие, лишило возможности заниматься любимым делом, он был сослан в Горький (теперь Нижний Новгород). Судьба этого человека учит нас: в жизни нужно любой ценой занимать активную гражданскую позицию, решительно отстаивать нравственность и достоинство. Даже в одиночку можно сделать очень много. Обычно говорят, что искусство — вне политики, что оно живет в своем мире, а его творец — в «башне из слоновой кости» (Г. Флобер). Однако Н. А. Некрасов не зря писал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан .». Высокой гражданственностью проникнуты произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого .

Писателем, смело вмешивающимся в политическую жизнь, безусловно, являлся А. И. Солженицын. Еще в 1974 году он опубликовал обращение к интеллигенции, к молодежи, ко всем соотечественникам, в котором призывал бороться с насилием в Советском Союзе. В своем обращении писатель разоблачал античеловеческую природу советской власти, которая прибегает к насилию потому, что не способна управлять с помощью законов. В обращении А. И. Солженицын пишет: « . не каждый день, не на каждое плечо кладет насилие свою тяжелую лапу: оно требует от нас только покорности лжи, повседневного участия во лжи — и в этом вся верноподданность. И здесь-то лежит пренебрегаемый нами, самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи!» Власти в этом обращении, призывающем даже не к борьбе с насилием, а к нравственному поведению, увидели страшную крамолу. И в этом же году писатель был арестован и насильно выслан за границу.

А. И. Солженицын в своей эпопее «Архипелаг ГУЛАГ» открыл всему миру правду о сталинских лагерях. Первый том «Архипелага .» содержал подробное исследование обстоятельств, приведших к появлению сталинских лагерей: системы арестов и различных видов тюремного заключения, пыточного следствия, судебных и внесудебных расправ, этапов и пересылок. Во втором томе своей книги А. И. Солженицын говорит об основной части империи ГУЛАГа — «исправительно-трудовых» лагерях. Ничто не проходит мимо внимания автора. История возникновения лагерей, экономика принудительного труда, структура управления, повседневный быт лагерников — все это находит свое отражение в книге А. Солженицына. По сути, лагерь становится своеобразным символом всего политического устройства страны.

Кто-то из известных сказал: «Если вы не заинтересуетесь политикой, то политика заинтересуется вами». Участие в политической жизни страны — долг каждого сознательного человека. Ведь политика — это история, которая создается здесь и сейчас.

Анализ текста

Итак, какая, по-вашему, главная мысль сочинения? («Участие в политической жизни страны — долг каждого сознательного человека») Как она доказывается? (Автор приводит примеры того, что каждый человек вне зависимости от профессии может повлиять на политический процесс в государстве). Согласны ли вы с автором? Если да, то почему? Если нет, то почему?

Отвечают

Работа с толковыми словарями

Какие новые слова вы услышали? Прозвучали ли слова, с которыми вы уже встречались, но значение которых не представляете четко?

Откройте толковые словари, найдите в них слова, вызвавшие у вас затруднения – сначала из афоризмов, потом из текста. Могут ли пригодиться вам эти слова при работе над сочинением?

Работают со словарем

Работа с индивидуальными словарями

Откройте тетради со словарями. В какую тематическую группу вам нужно записать новые слова? («Общество и политика») Есть ли в этой группе слова, которые также могут вам сегодня пригодиться при написании сочинения? Запишите в словари новые слова вместе со значениями. Кто готов зачитать свой список?

Записывают

Один из учеников зачитывает

Выполнение упражнений на закрепление новых слов

Посмотрите на доску – упражнение № 1. Распределите записанные синонимы по степени усиления признака в каждой группе:

- смятение, революция, крамола;

- расправа, наказание, казнь;

- достоинство, величие, преимущество.

(Смятение – крамола – революция; наказание – расправа – казнь; преимущество – достоинство – величие).

Упражнение № 2: распределите записанные слова в две группы, дав каждой название: порочность, долг, выборы, мятеж, мораль, партия, честь, добродетель, государство, оппозиция.

(«Нравственность»: порочность, долг, мораль, честь, добродетель; «Политика»: выборы, мятеж, партия, государство, оппозиция.)

Упражнение № 3: составьте по предложению с каждой из этих антонимических пар:

- доказывать – опровергать;

- соглашаться – возражать;

- признавать – отрицать;

- истинный – ложный;

- примирение – ссора.

Отвечают

Написание сочинения

Теперь, когда мы вспомнили, что такое сочинение-рассуждение, как оно строится, какие языковые средства мы используем при его написании, выяснили значение неизвестных вам слов и словосочетаний, вы можете приступить к написанию сочинения. Кажется ли вам, что политика играет важную роль в жизни человека? Или же вы считаете, что ее значение в жизни человека преувеличено? Напомню, каждый из вас может выбрать, каким способом строить доказательство своей точки зрения: либо вы в самом начале приводите основную мысль и последовательно ее аргументируете, либо строите цепочку рассуждений, а потом обобщаете. Приступайте.

Приступают к написанию

Самоконтроль

Перед тем как сдать свои работы, проверьте сами себя.

Спасибо за внимание, урок окончен.

Проверяют

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Кремниевая кислота, соли кремниевой кислоты в школьном курсе химии
В школьном курсе химии достаточно хорошо освещена, собственно, химическая сторона изучаемой темы. Например, вот как она изложена в школьном учебнике для 9 классов. Цель урока: познакомить учащихся со строением и способом получения кремниевой кислоты, изучить строение молекул солей кремниевой кислот ...

Особенности использования интуитивного подхода
Прежде, чем выделить особенности использования интуитивного подхода в педагогической деятельности, важно раскрыть его основные категории. Рассматривая такую научную категорию как «подход», я опиралась на следующих исследователей: Н. М. Борытко, И. А. Колесникова, С. Д. Поляков, В. А. Сластенин, Н. ...

Индивидуальные особенности познавательной сферы учащихся
Решение проблемы успешного учения – в развитии индивидуального стиля учения. Деятельность человека является комплексной и не сводится только к врожденным или алгоритмическим процессам. Когнитивные структуры психики подвижны и зависят от многих факторов. Когнитивный стиль – это результат взаимодейст ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru