Способы обогащения словарного запаса учащихся при подготовке к сочинению в седьмом классе

Педагогика » Обогащение словарного запаса учащихся при подготовке к сочинению в седьмом классе » Способы обогащения словарного запаса учащихся при подготовке к сочинению в седьмом классе

Страница 3

- различия в темпах накопления словаря. В ходе обсуждения новой лексики ребята сами разделили слова на незнакомые и те, значения которых они не представляют определенно. Благодаря этому делению закрепление лексики проходило равномерно и все работали в одном темпе.

Четвертый этап – анализ текста. Вопросы, составленные нами, были связаны с формальной и тематической структурой произведения. Вопросы по тематической структуре были призваны выяснить, насколько точно дети понимают авторскую мысль, какое мнение имеют они по озвученной в сочинении проблеме. В результате обсуждение проблемы помогло ученикам сформулировать свое отношение, что позволило им сэкономить время при написании собственных работ. Вопросы по формальной структуре необходимы были, чтобы понять, какие слова вызвали у учащихся наибольшие затруднения.

Обращение к толковым словарям и словарям индивидуальным – это логическое продолжение трех предыдущих этапов. Толковый словарь позволяет определить значения неизвестных слов, а запись в тетради и последующее проговаривание способствуют их запоминанию и, в конечном итоге, усвоению. Кроме того, в ходе работы с индивидуальными словарями ученики получают возможность активизировать имеющийся у них словарный запас по теме сочинения.

Выполнение упражнений, выявляющих различные семантические связи, служит для полного усвоения новой лексики, позволяя проследить, как слово и его значение функционируют в контексте. К тому же обнаружение синтагматических и парадигматических связей лексем способствует развитию логического мышления, то есть отвечает задаче, поставленной нами при подготовке к уроку.

Последний этап – самоконтроль – дает ученику возможность оценить проделанный труд, внося необходимые исправления в канву собственного сочинения и устраняя возможные ошибки.

Проанализировав дидактическую, методическую, психологическую и лингвистическую литературу, мы попытались выстроить свою систему способов обогащения словарного запаса при подготовке к сочинению. Главная сложность заключалась в совмещении психологических и методических рекомендаций: некоторые задания требовали серьезной концентрации, достижению которой препятствует неустойчивость внимания, что является особенностью детей подросткового возраста. Основные положения нашей системы сводятся к следующему:

- необходимость совмещения нескольких каналов восприятия. Изначально новые слова воспринимались зрительно (на этапе поиска афоризмов), затем при прослушивании текста-образца. Наконец, в конце урока-подготовки, при выполнении упражнений и работе со словарями, снова был сделан акцент на зрительный канал;

- необходимость привлечения разных источников для пополнения лексикона. В нашем случае это поиск информации из внешней среды, текст, прочитанный учителем, обсуждение на уроке, толковый словарь;

- осуществление перехода лексики из пассивного словаря в активный. Поскольку обогащение словарного запаса происходит не только в виде количественного расширения (за счет появления новых слов), но и в виде качественного углубления (привлечения уже известных слов), представляется очень важной активизация имеющегося у ученика словаря.

- соответствие каждого этапа работы определенному этапу усвоения информации. Первый этап – знакомство с материалом – осуществляется на стадии поиска афоризмов и прослушивании сочинения. Далее следует этап закрепления – структурно-семантический анализ новой лексики, проводимый на стадии коллективного обсуждения и работы со словарями. Наконец, последний этап – освоение – соотносится с работой над упражнениями, когда учащиеся не только осмысляют новые слова как структурные единицы (упражнения 1, 2), но и начинают понимать их функционально-контекстуальную сущность (упражнение 3).

Количество детей:

- не допустивших ошибок при использовании новой лексики в тексте сочинения - 75, 3%;

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Преимущества использования игр в обучении письму в младших классах
Проблемы обучения письменной коммуникации вызывают все больший интерес среди методистов и учителей-практиков. Так, Н.К. Лапшова, рассматривая письмо «как методическую категорию», отмечает, что письмо «всегда было дискриминируемо в учебном процессе как вспомогательный вид речевой деятельности». По е ...

Особенности работы по ознакомлению детей с трудом взрослых в соответствии с современными образовательными программами
Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда ...

Структура и содержания образования
Существуют различные трактовки понятия содержания образования. Так, Ю. К. Бабанский определяет его следующим образом: «Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формир ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru