Способы обогащения словарного запаса учащихся при подготовке к сочинению в седьмом классе

Педагогика » Обогащение словарного запаса учащихся при подготовке к сочинению в седьмом классе » Способы обогащения словарного запаса учащихся при подготовке к сочинению в седьмом классе

Страница 3

- различия в темпах накопления словаря. В ходе обсуждения новой лексики ребята сами разделили слова на незнакомые и те, значения которых они не представляют определенно. Благодаря этому делению закрепление лексики проходило равномерно и все работали в одном темпе.

Четвертый этап – анализ текста. Вопросы, составленные нами, были связаны с формальной и тематической структурой произведения. Вопросы по тематической структуре были призваны выяснить, насколько точно дети понимают авторскую мысль, какое мнение имеют они по озвученной в сочинении проблеме. В результате обсуждение проблемы помогло ученикам сформулировать свое отношение, что позволило им сэкономить время при написании собственных работ. Вопросы по формальной структуре необходимы были, чтобы понять, какие слова вызвали у учащихся наибольшие затруднения.

Обращение к толковым словарям и словарям индивидуальным – это логическое продолжение трех предыдущих этапов. Толковый словарь позволяет определить значения неизвестных слов, а запись в тетради и последующее проговаривание способствуют их запоминанию и, в конечном итоге, усвоению. Кроме того, в ходе работы с индивидуальными словарями ученики получают возможность активизировать имеющийся у них словарный запас по теме сочинения.

Выполнение упражнений, выявляющих различные семантические связи, служит для полного усвоения новой лексики, позволяя проследить, как слово и его значение функционируют в контексте. К тому же обнаружение синтагматических и парадигматических связей лексем способствует развитию логического мышления, то есть отвечает задаче, поставленной нами при подготовке к уроку.

Последний этап – самоконтроль – дает ученику возможность оценить проделанный труд, внося необходимые исправления в канву собственного сочинения и устраняя возможные ошибки.

Проанализировав дидактическую, методическую, психологическую и лингвистическую литературу, мы попытались выстроить свою систему способов обогащения словарного запаса при подготовке к сочинению. Главная сложность заключалась в совмещении психологических и методических рекомендаций: некоторые задания требовали серьезной концентрации, достижению которой препятствует неустойчивость внимания, что является особенностью детей подросткового возраста. Основные положения нашей системы сводятся к следующему:

- необходимость совмещения нескольких каналов восприятия. Изначально новые слова воспринимались зрительно (на этапе поиска афоризмов), затем при прослушивании текста-образца. Наконец, в конце урока-подготовки, при выполнении упражнений и работе со словарями, снова был сделан акцент на зрительный канал;

- необходимость привлечения разных источников для пополнения лексикона. В нашем случае это поиск информации из внешней среды, текст, прочитанный учителем, обсуждение на уроке, толковый словарь;

- осуществление перехода лексики из пассивного словаря в активный. Поскольку обогащение словарного запаса происходит не только в виде количественного расширения (за счет появления новых слов), но и в виде качественного углубления (привлечения уже известных слов), представляется очень важной активизация имеющегося у ученика словаря.

- соответствие каждого этапа работы определенному этапу усвоения информации. Первый этап – знакомство с материалом – осуществляется на стадии поиска афоризмов и прослушивании сочинения. Далее следует этап закрепления – структурно-семантический анализ новой лексики, проводимый на стадии коллективного обсуждения и работы со словарями. Наконец, последний этап – освоение – соотносится с работой над упражнениями, когда учащиеся не только осмысляют новые слова как структурные единицы (упражнения 1, 2), но и начинают понимать их функционально-контекстуальную сущность (упражнение 3).

Количество детей:

- не допустивших ошибок при использовании новой лексики в тексте сочинения - 75, 3%;

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Деятельностная технология и принципы ее построения
В этом параграфе мы бы хотели рассмотреть цели, задачи и принципы технологии деятельностного метода и понять ее роль в формировании речевых умений. С 1 сентября 2011 года все школы РФ переходят на новый Федеральный государственный общеобразовательный стандарт (ФГОС) второго поколения ориентированны ...

Психологические особенности детей в период 10 – 12 лет
Важнейшей является задача развития мышления учащихся. В процессе обучения ребенок оперирует как с самими предметами, так и опосредованно, с символами предметов и отношений между ними. Операции с этими элементами производятся мысленно, и они обратимы, т.е. действие операций может быть сведено на нет ...

Анализ раскрытия темы в школьных учебниках различных авторских коллективов
Рассмотрим учебное пособие под редакцией Макаровой Н.В. –это пособие по информатике для 7-9 классов. Здесь тема «количество информации» особо не выделяется. Вводятся понятие информации, ее свойства, способы восприятия информации, форма и язык представления информации. При изучении темы 2. «Представ ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru