- различия в темпах накопления словаря. В ходе обсуждения новой лексики ребята сами разделили слова на незнакомые и те, значения которых они не представляют определенно. Благодаря этому делению закрепление лексики проходило равномерно и все работали в одном темпе.
Четвертый этап – анализ текста. Вопросы, составленные нами, были связаны с формальной и тематической структурой произведения. Вопросы по тематической структуре были призваны выяснить, насколько точно дети понимают авторскую мысль, какое мнение имеют они по озвученной в сочинении проблеме. В результате обсуждение проблемы помогло ученикам сформулировать свое отношение, что позволило им сэкономить время при написании собственных работ. Вопросы по формальной структуре необходимы были, чтобы понять, какие слова вызвали у учащихся наибольшие затруднения.
Обращение к толковым словарям и словарям индивидуальным – это логическое продолжение трех предыдущих этапов. Толковый словарь позволяет определить значения неизвестных слов, а запись в тетради и последующее проговаривание способствуют их запоминанию и, в конечном итоге, усвоению. Кроме того, в ходе работы с индивидуальными словарями ученики получают возможность активизировать имеющийся у них словарный запас по теме сочинения.
Выполнение упражнений, выявляющих различные семантические связи, служит для полного усвоения новой лексики, позволяя проследить, как слово и его значение функционируют в контексте. К тому же обнаружение синтагматических и парадигматических связей лексем способствует развитию логического мышления, то есть отвечает задаче, поставленной нами при подготовке к уроку.
Последний этап – самоконтроль – дает ученику возможность оценить проделанный труд, внося необходимые исправления в канву собственного сочинения и устраняя возможные ошибки.
Проанализировав дидактическую, методическую, психологическую и лингвистическую литературу, мы попытались выстроить свою систему способов обогащения словарного запаса при подготовке к сочинению. Главная сложность заключалась в совмещении психологических и методических рекомендаций: некоторые задания требовали серьезной концентрации, достижению которой препятствует неустойчивость внимания, что является особенностью детей подросткового возраста. Основные положения нашей системы сводятся к следующему:
- необходимость совмещения нескольких каналов восприятия. Изначально новые слова воспринимались зрительно (на этапе поиска афоризмов), затем при прослушивании текста-образца. Наконец, в конце урока-подготовки, при выполнении упражнений и работе со словарями, снова был сделан акцент на зрительный канал;
- необходимость привлечения разных источников для пополнения лексикона. В нашем случае это поиск информации из внешней среды, текст, прочитанный учителем, обсуждение на уроке, толковый словарь;
- осуществление перехода лексики из пассивного словаря в активный. Поскольку обогащение словарного запаса происходит не только в виде количественного расширения (за счет появления новых слов), но и в виде качественного углубления (привлечения уже известных слов), представляется очень важной активизация имеющегося у ученика словаря.
- соответствие каждого этапа работы определенному этапу усвоения информации. Первый этап – знакомство с материалом – осуществляется на стадии поиска афоризмов и прослушивании сочинения. Далее следует этап закрепления – структурно-семантический анализ новой лексики, проводимый на стадии коллективного обсуждения и работы со словарями. Наконец, последний этап – освоение – соотносится с работой над упражнениями, когда учащиеся не только осмысляют новые слова как структурные единицы (упражнения 1, 2), но и начинают понимать их функционально-контекстуальную сущность (упражнение 3).
Количество детей:
- не допустивших ошибок при использовании новой лексики в тексте сочинения - 75, 3%;
Характеристика Муниципального Дошкольного Образовательного Учреждения
детского сада № 9 комбинированного вида
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 комбинированного вида существует 35 лет. Функционируют 11 групп. Списочный состав 250 человек, в том числе 85 детей раннего возраста и 165 дошкольного. В среднем детский сад посещает 200 – 210 человек. Имеется спортивный и тренажерн ...
Описание результатов эмпирического исследования эффективности использования
дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников
Для подтверждения теоретических выводов нами организовано эмпирическое исследование эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников. Цели данного исследования: выявление эффективности использования дидактических игр как средства ...
Рекомендации
по разработке мультимедийных презентаций
Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.