Способы обогащения словарного запаса учащихся при подготовке к сочинению в седьмом классе

Педагогика » Обогащение словарного запаса учащихся при подготовке к сочинению в седьмом классе » Способы обогащения словарного запаса учащихся при подготовке к сочинению в седьмом классе

Страница 2

Цели урока были поставлены с учетом общих требований. Образовательная цель закрепления знаний о сочинении-рассуждении подразумевала, что ученики уже имеют представление о сочинении и его видах. На заданный вопрос о том, помнят ли дети, что такое сочинение-рассуждение, учащиеся не только рассказали о данном виде, но и вспомнили, что такое сочинение-повествование и сочинение-описание. Совершенствование умений и навыков, связанных с построением цепи аргументов происходило как на этапе создания собственного текста, так и на этапе анализа предложенного образца.

Развивающая цель предполагала наличие у детей способности к логическому мышлению, что подтвердилось в ходе работы над сочинением. Развитие внимания осуществлялась нами при использовании нескольких каналов восприятия: как мы уже узнали, применение как зрительного, так и слухового каналов повышает не только интерес к обучению, но и позволяет удерживать внимание на объекте изучения дольше, чем при применении одного.

Постановка воспитательной цели связана с требованиями общефедеральной и школьной программ, делающих обязательным условием становления всесторонне развитой личности воспитание любви к родной стране, культуре и языку. Необходимость воплощения этой цели привела нас к мысли об использовании текста, связанного с темой патриотизма, касающегося проблемы взаимоотношения гражданина и государства. Выбранная тема, с одной стороны, соответствует интересам учеников седьмого класса, а с другой – позволяет им использовать разноплановые языковые средства.

Задачи нашего урока были обозначены в соответствии с выбранными этапами. Кроме того, они также отвечают и поставленным целям, являясь частным способом их реализации.

Урок был начат с выделения круга задач, которые ученикам было необходимо выполнить на уроке. Таким образом, учащиеся с самого начала своей работы были сориентированы на выполнение четкой программы действий, обозначенной нами по времени на доске: на каждый этап отводилось определенное количество минут, а соблюдение графика строго нами регулировалось.

Второй этап – вступительная беседа – был поделен на две части – активизацию имеющихся по теме урока знаний и работу с афоризмами. Активизация знаний по теме урока оказалась необходимой для выяснения уровня теоретической подготовки учащихся, связанной с обучением написанию сочинений. Как мы уже говорили, уровень этой подготовки не только соответствует заявленном требованиям (детям задавался вопрос о том, что такое сочинение-рассуждение), но и превышает их (дети имеют представление о других видах сочинения). Поиск афоризмов на тему политики в качестве домашнего задания был необходим для того, чтобы ученики, во-первых, настроились на написание текста определенного содержания, а во-вторых, активизировали имеющуюся у них по теме лексику. Таким образом, работа по обогащению словарного запаса началась за неделю до самого урока.

Следующий этап – чтение текста-образца. Этот текст был выбран для работы по обогащению лексикона, потому что отвечает названным нами ранее методическим принципам:

- доступность. В подростковом возрасте человек начинает активно интересоваться проблемой нравственного выбора и общественного долга, соответственно, и новые слова по актуальной теме усваиваются сравнительно легко;

- емкость словаря. Объем неизвестных учащимся слов в тексте не превышает так называемый порог восприятия, за которым новая информация перестает усваиваться;

- последовательность расширения словаря в пределах одной темы. Текст напрямую связан с общественно-политической тематикой;

- уровень лингвистической и культурной подготовки учеников. С одной стороны, сочинение-образец является нормативным в плане использования языковых средств, с другой, соответствует культурному уровню учеников седьмого класса;

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Технология и приемы развития критического мышления учащихся
В предыдущем параграфе нами были рассмотрены разнообразные определения понятия критического мышления и его характеристики. Для педагога же не менее важным является знание не только различных подходов к пониманию критического мышления, но и знание, а еще лучше владение технологией развития критическ ...

Анализ угрозы современного состояния системы образования РФ
Все проблемы мирового образования присущи и России, но имеют ярко выраженную российскую специфику. Причем специфика эта не столько в нашем историческом прошлом, наших традициях, сколько в своеобразии времени, переживаемого страной. Когда мы говорим о текущем моменте в реформировании системы образов ...

Социально-педагогические мероприятия по повышению общего уровня адаптации первоклассников к школьной жизни
В процессе диагностики адаптации первоклассников к школьной жизни серьезных проблем в сфере учебной деятельности выявлено не было. Внутренняя позиция школьника у учеников сформирована, социальная роль ученика усвоена, страхов перед школой у детей не наблюдается. Но проведенное наблюдение показало, ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru