Способы обогащения словарного запаса учащихся при подготовке к сочинению в седьмом классе

Педагогика » Обогащение словарного запаса учащихся при подготовке к сочинению в седьмом классе » Способы обогащения словарного запаса учащихся при подготовке к сочинению в седьмом классе

Страница 2

Цели урока были поставлены с учетом общих требований. Образовательная цель закрепления знаний о сочинении-рассуждении подразумевала, что ученики уже имеют представление о сочинении и его видах. На заданный вопрос о том, помнят ли дети, что такое сочинение-рассуждение, учащиеся не только рассказали о данном виде, но и вспомнили, что такое сочинение-повествование и сочинение-описание. Совершенствование умений и навыков, связанных с построением цепи аргументов происходило как на этапе создания собственного текста, так и на этапе анализа предложенного образца.

Развивающая цель предполагала наличие у детей способности к логическому мышлению, что подтвердилось в ходе работы над сочинением. Развитие внимания осуществлялась нами при использовании нескольких каналов восприятия: как мы уже узнали, применение как зрительного, так и слухового каналов повышает не только интерес к обучению, но и позволяет удерживать внимание на объекте изучения дольше, чем при применении одного.

Постановка воспитательной цели связана с требованиями общефедеральной и школьной программ, делающих обязательным условием становления всесторонне развитой личности воспитание любви к родной стране, культуре и языку. Необходимость воплощения этой цели привела нас к мысли об использовании текста, связанного с темой патриотизма, касающегося проблемы взаимоотношения гражданина и государства. Выбранная тема, с одной стороны, соответствует интересам учеников седьмого класса, а с другой – позволяет им использовать разноплановые языковые средства.

Задачи нашего урока были обозначены в соответствии с выбранными этапами. Кроме того, они также отвечают и поставленным целям, являясь частным способом их реализации.

Урок был начат с выделения круга задач, которые ученикам было необходимо выполнить на уроке. Таким образом, учащиеся с самого начала своей работы были сориентированы на выполнение четкой программы действий, обозначенной нами по времени на доске: на каждый этап отводилось определенное количество минут, а соблюдение графика строго нами регулировалось.

Второй этап – вступительная беседа – был поделен на две части – активизацию имеющихся по теме урока знаний и работу с афоризмами. Активизация знаний по теме урока оказалась необходимой для выяснения уровня теоретической подготовки учащихся, связанной с обучением написанию сочинений. Как мы уже говорили, уровень этой подготовки не только соответствует заявленном требованиям (детям задавался вопрос о том, что такое сочинение-рассуждение), но и превышает их (дети имеют представление о других видах сочинения). Поиск афоризмов на тему политики в качестве домашнего задания был необходим для того, чтобы ученики, во-первых, настроились на написание текста определенного содержания, а во-вторых, активизировали имеющуюся у них по теме лексику. Таким образом, работа по обогащению словарного запаса началась за неделю до самого урока.

Следующий этап – чтение текста-образца. Этот текст был выбран для работы по обогащению лексикона, потому что отвечает названным нами ранее методическим принципам:

- доступность. В подростковом возрасте человек начинает активно интересоваться проблемой нравственного выбора и общественного долга, соответственно, и новые слова по актуальной теме усваиваются сравнительно легко;

- емкость словаря. Объем неизвестных учащимся слов в тексте не превышает так называемый порог восприятия, за которым новая информация перестает усваиваться;

- последовательность расширения словаря в пределах одной темы. Текст напрямую связан с общественно-политической тематикой;

- уровень лингвистической и культурной подготовки учеников. С одной стороны, сочинение-образец является нормативным в плане использования языковых средств, с другой, соответствует культурному уровню учеников седьмого класса;

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Инвариантные условия организации и содержание элективных курсов
При всех возможных вариантах организации курсов по выбору относительно инвариантными остаются следующие условия: курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор (один из одного – это не выбор); курсы должны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зр ...

Психофизиологическая основа воспитания ребенка с дефектом
«По существу между нормальными и ненормальными детьми нет разницы, — говорит П. Я. Трошин. — Те и другие — люди, те и другие — дети, у тех и у других развитие идет по одним законам. Разница заключается лишь в способе развития». Всякое воспитание в конечном счете сводится к установлению некоторых но ...

Сведения из истории развития методов обучения текстовым задачам
Первоначально обучение математике велось через обучение решению практических задач. Ученики, подражая учителю, решали задачи на определенное «правило». При этом учащиеся не могли сознательно усваивать тот или иной способ действия. По мнению старинных авторов, «понимать-то едва ли нужно было…» «Это ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru