Содержание и основные направления экспериментальной работы по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи

Педагогика » Дифференцированный подход в обучении грамотДифференцированный подход в обучении грамоте старших дошкольников с ОНРе старших дошкольников с ОНР » Содержание и основные направления экспериментальной работы по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 1

Целью формирующего эксперимента была разработка системы коррекционно-педагогической работы по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.

В основу разработанной нами системы обучения грамоте был положен звуковой метод обучения чтения Д.Б. Эльконина.

Основные особенности использования этого метода заключаются в следующем:

раннее начало обучение грамоте;

звук и буква изучаются параллельно, что ускоряет процесс запоминания графического образа звука и значительно ускоряет процесс формирования навык послогового чтения;

последовательность изучения звуков и букв установлено в соответствии с формированием звуков в онтогенеза, и уже с третьего занятия возможно чтение слогов;

в предлагаемой последовательности букв отсутствуют й, е, ë, ю, я и знаки ь и ъ в связи с тем, что произношение гласных второго ряда расходится с их написанием, а ь и ъ не имеют звукового обозначения;

при знакомстве с буквой мы называли не ее «официальное» алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает;

графическое начертание букв изучали только в их печатном варианте;

при изучении новой буквы обязательно включаются упражнения по профилактике дисграфических и дислексических расстройств речи у дошкольников;

для повышения эффективности формирования звукослогового и звукобуквенного анализа использовалась символика;

материал по обучению грамоте предлагался в такой последовательности:

сочетание двух гласных;

сочетание гласного с согласным в обратном слоге;

сочетание согласного с гласным в прямом слоге;

односложные слова по типу СГС;

двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;

двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов;

двусложные слова со стечением согласных;

трехсложные слова со стечение согласных;

простое двусоставное предложение без предлога;

простое предложение из трех – четырех слов без предлога;

простое предложение из трех – четырех слов с предлогом;

обучение письму слогов, слов и предложений проходит в той же последовательности с постепенным усложнением материала, что и при обучении чтению.

Так как результаты констатирующего эксперимента показали неоднородность в сформированности фонематических процессов, мы дифференцировано определили для каждой группы задачи обучения.

Для первой группы:

закрепление навыков элементарного звукового анализ;

формирование готовности к более сложным формам фонематического анализа.

Для второй группы:

формирование элементарных форм фонематического анализа слова;

формирование навыков учебной деятельности.

Дл третье подгруппы:

развитие фонематического восприятия;

формирование навыков элементарного фонематического анализа слова.

Данный задачи реализовывались нами на подгрупповых занятиях. Когда уровень развития фонематического анализа у детей относительно сравнялся мы организовывали фронтальную работу.

Предлагаемая нами система по обучению грамоте включала три этапа:

I этап – подготовительный. Выделение в слове фонем, общая ориентировка в фонемной системе языка;

II этап – обучение грамоте; освоение системы гласных и согласных фонем, обозначение их буквами, формирование навыка ориентации на гласные фонемы и буквы при чтении.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Современные инновационные технологии
В настоящее время существуют более 50 педагогических технологий, созданных педагогами-новаторами (В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, Н.А. Зайцев, В.Д. Шадриков, С.Н. Лысенкова и др.), - игровые технологии, технологии индивидуализации обучения, проблемное обучение, коммуникативные технологии, технологии уров ...

Выявления уровня сформированности речевых умений на констатирующем этапе эксперимента
Основными задачами констатирующего этапа эксперимента является выявление сформированности устной и письменной речи учащихся по следующим показателям: 1) полнота ответа. 2) умение оперировать понятиями. 3) умение обосновать свою точку зрения. Для этого детям предложили письменно задания на карточках ...

Возрастные особенности и характеристика воспитанности дошкольника
Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 6–7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3–4 года), средний (4–5 лет) и старший (5–7 лет). В р ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru