Целью формирующего эксперимента была разработка системы коррекционно-педагогической работы по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.
В основу разработанной нами системы обучения грамоте был положен звуковой метод обучения чтения Д.Б. Эльконина.
Основные особенности использования этого метода заключаются в следующем:
раннее начало обучение грамоте;
звук и буква изучаются параллельно, что ускоряет процесс запоминания графического образа звука и значительно ускоряет процесс формирования навык послогового чтения;
последовательность изучения звуков и букв установлено в соответствии с формированием звуков в онтогенеза, и уже с третьего занятия возможно чтение слогов;
в предлагаемой последовательности букв отсутствуют й, е, ë, ю, я и знаки ь и ъ в связи с тем, что произношение гласных второго ряда расходится с их написанием, а ь и ъ не имеют звукового обозначения;
при знакомстве с буквой мы называли не ее «официальное» алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает;
графическое начертание букв изучали только в их печатном варианте;
при изучении новой буквы обязательно включаются упражнения по профилактике дисграфических и дислексических расстройств речи у дошкольников;
для повышения эффективности формирования звукослогового и звукобуквенного анализа использовалась символика;
материал по обучению грамоте предлагался в такой последовательности:
сочетание двух гласных;
сочетание гласного с согласным в обратном слоге;
сочетание согласного с гласным в прямом слоге;
односложные слова по типу СГС;
двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;
двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов;
двусложные слова со стечением согласных;
трехсложные слова со стечение согласных;
простое двусоставное предложение без предлога;
простое предложение из трех – четырех слов без предлога;
простое предложение из трех – четырех слов с предлогом;
обучение письму слогов, слов и предложений проходит в той же последовательности с постепенным усложнением материала, что и при обучении чтению.
Так как результаты констатирующего эксперимента показали неоднородность в сформированности фонематических процессов, мы дифференцировано определили для каждой группы задачи обучения.
Для первой группы:
закрепление навыков элементарного звукового анализ;
формирование готовности к более сложным формам фонематического анализа.
Для второй группы:
формирование элементарных форм фонематического анализа слова;
формирование навыков учебной деятельности.
Дл третье подгруппы:
развитие фонематического восприятия;
формирование навыков элементарного фонематического анализа слова.
Данный задачи реализовывались нами на подгрупповых занятиях. Когда уровень развития фонематического анализа у детей относительно сравнялся мы организовывали фронтальную работу.
Предлагаемая нами система по обучению грамоте включала три этапа:
I этап – подготовительный. Выделение в слове фонем, общая ориентировка в фонемной системе языка;
II этап – обучение грамоте; освоение системы гласных и согласных фонем, обозначение их буквами, формирование навыка ориентации на гласные фонемы и буквы при чтении.
Опытно-экспериментальная работа по стимулированию процесса самовоспитания у
подростков
Экспериментальное исследование проводилась на выборке состоящей из 14 человек (7 мальчиков, 7 девочек) 14-15 лет, учеников 8 в класса МОУ СОШ №4, г. Ишима, Тюменской области. На основе элективного курса «Профессиональное самоопределение» нами было проведено 2 занятия. Исследование проходило в 3 эта ...
Система развивающего обучения
Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова
Про необходимость изменения приоритетов начального образования заговорили в 50-60 годы ХХ века, советские ученые Б.Г. Ананьев, Л.У. Зонков, Д.Б. Эльконин и др. выделили научно-практическую проблему связи обучения и развития младших школьников. Было установлено, изменение содержания и методов традиц ...
Из истории развития письменности и правильному грамотному письму
Методика обучения грамотному письму формировалась в XVIII-XIX вв. первоначально на традициях письма, постепенно накапливалась теория, создавались научно-лингвистические основы. Первые шаги в этом важном деле сделал М.В.Ломоносов, создатель «Российской грамматики» (1757 г.) Он систематизировал прави ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.