Содержание и основные направления экспериментальной работы по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи

Педагогика » Дифференцированный подход в обучении грамотДифференцированный подход в обучении грамоте старших дошкольников с ОНРе старших дошкольников с ОНР » Содержание и основные направления экспериментальной работы по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 3

Работа по словообразованию, по изменению слов и превращению одного слова в другое путем замены или добавления букв к имеющемуся слову проводится нами на протяжении всего учебного года.

Имея в виду, что основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста – игра, мы стремимся многие виды работы проводить в игровой форме. Например, логопед раздает детям по одной букве крупного размера, затем произносит звук, слоги или слова с изучаемыми буквами. Если произносятся звуки, дети выходят к доске и несут соответствующие буквы, если произносятся слоги, дети поднимают соответствующие буквы, входящие в состав названного слога, выходят с ними к доске и становятся в нужной последовательности. Чтобы предупредить ошибки, предварительно каждый слог анализируется на слух.

Таким образом, дети не только слышат, но и видят количество и порядок произносимых звуков в слоге. Аналогично проходит игра и со словами, предлагаемыми детям для анализа.

Включение в занятия заданий для анализа слов, способствует развитию фонематического восприятия, совершенствует умение анализировать односложные и многосложные слова. Для формирования у детей отчетливого представления о месторасположении звука в слове мы используем игру «Найди свое место в слове». Чтобы дети лучше ориентировались в таких понятиях как, начало, середина и конец слова, мы использовали следующий прием: мелом делим доску на три части, показывая, где начало, где середина и где конец слова. Расположение слова на доске даем слева направо. Ребенок с соответствующей буквой выходит к доске и становится на то место, где находится названный звук в данном слове. Таким образом, доска, разделенная на части, становится ориентиром для расположения звуков.

В конце I периода обучения большинство детей не только хорошо усвоили изучаемые звуки, но и умеют их выделять и определять их место в слове, усвоили следующие соответствующие звукам буквы: а, у, о, ы, э, п, Т, к, х, л, с, м, н.

В конце I периода обучения многие дети уже могли читать, написать слоги и короткие слова под диктовку. Для чтения и записи мы использовали слова из пройденных букв.

Во II периоде работа по анализу и синтезу слов несколько усложняется. На каждом занятии, помимо программного материала, мы разбирали по 5–6 слов. Дети выполняли слоговой, звуковой и буквенный анализ слов.

В своей работе мы воспитывали у детей последовательность и целенаправленность в выполнении задания. Для этого каждому ребенку предлагали сразу несколько заданий: определить количество слогов в данном слове, разобрать звуковой и буквенный состав каждого слова.

С середины II периода обучения, т.е. в январе, мы включаем словарные диктанты. Дети уже могут писать под диктовку слова и выполняют эту работу очень старательно и с удовольствием.

Целью контрольного эксперимента было выявление результативности системы коррекционно-педагогической работы по обучению грамоте детей с ОНР, а в частности формированию навыка звукобуквенного анализа состава слова, вследствие чего можно будет сделать вывод о верности выдвинутой нами гипотезы.

С этой целью нами проводилась диагностика по тем же заданиям, что и в констатирующем эксперименте, но с усложнением.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Опасности современной культуры
В главе «Опасности современной культуры» Э. Дюбуа-Реймон рассматривает основные проблемы с которыми сталкивается культура. В чем видит он ту «опасность для развития культуры», которая побуждает его быть горячим сторонником образовательных реформ? «Опасность, - пишет он, - о которой здесь должна быт ...

Методические аспекты обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи
Развитие и совершенствование методики обучения грамоте детей дошкольного возраста имеет свою историю. Более чем столетие тому назад К.Д. Ушинским был предложен звуковой метод обучения грамоте. Данный метод сменил существовавший до этого буквослагательный метод. Звуковой метод обучения грамоте имел ...

Характеристика реализации возрастного похода в деятельности школьного социального педагога
Развитие ребенка, совершаясь во времени, имеет свои внутренние закономерности, определенную периодичность в смене форм отражения. Один этап подготавливает новый этап, качественно отличный от первого, хотя и включающий в снятом виде прошлый. Каждый возрастной период связан с количеством прожитых лет ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru