Работа по словообразованию, по изменению слов и превращению одного слова в другое путем замены или добавления букв к имеющемуся слову проводится нами на протяжении всего учебного года.
Имея в виду, что основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста – игра, мы стремимся многие виды работы проводить в игровой форме. Например, логопед раздает детям по одной букве крупного размера, затем произносит звук, слоги или слова с изучаемыми буквами. Если произносятся звуки, дети выходят к доске и несут соответствующие буквы, если произносятся слоги, дети поднимают соответствующие буквы, входящие в состав названного слога, выходят с ними к доске и становятся в нужной последовательности. Чтобы предупредить ошибки, предварительно каждый слог анализируется на слух.
Таким образом, дети не только слышат, но и видят количество и порядок произносимых звуков в слоге. Аналогично проходит игра и со словами, предлагаемыми детям для анализа.
Включение в занятия заданий для анализа слов, способствует развитию фонематического восприятия, совершенствует умение анализировать односложные и многосложные слова. Для формирования у детей отчетливого представления о месторасположении звука в слове мы используем игру «Найди свое место в слове». Чтобы дети лучше ориентировались в таких понятиях как, начало, середина и конец слова, мы использовали следующий прием: мелом делим доску на три части, показывая, где начало, где середина и где конец слова. Расположение слова на доске даем слева направо. Ребенок с соответствующей буквой выходит к доске и становится на то место, где находится названный звук в данном слове. Таким образом, доска, разделенная на части, становится ориентиром для расположения звуков.
В конце I периода обучения большинство детей не только хорошо усвоили изучаемые звуки, но и умеют их выделять и определять их место в слове, усвоили следующие соответствующие звукам буквы: а, у, о, ы, э, п, Т, к, х, л, с, м, н.
В конце I периода обучения многие дети уже могли читать, написать слоги и короткие слова под диктовку. Для чтения и записи мы использовали слова из пройденных букв.
Во II периоде работа по анализу и синтезу слов несколько усложняется. На каждом занятии, помимо программного материала, мы разбирали по 5–6 слов. Дети выполняли слоговой, звуковой и буквенный анализ слов.
В своей работе мы воспитывали у детей последовательность и целенаправленность в выполнении задания. Для этого каждому ребенку предлагали сразу несколько заданий: определить количество слогов в данном слове, разобрать звуковой и буквенный состав каждого слова.
С середины II периода обучения, т.е. в январе, мы включаем словарные диктанты. Дети уже могут писать под диктовку слова и выполняют эту работу очень старательно и с удовольствием.
Целью контрольного эксперимента было выявление результативности системы коррекционно-педагогической работы по обучению грамоте детей с ОНР, а в частности формированию навыка звукобуквенного анализа состава слова, вследствие чего можно будет сделать вывод о верности выдвинутой нами гипотезы.
С этой целью нами проводилась диагностика по тем же заданиям, что и в констатирующем эксперименте, но с усложнением.
Психолого-педагогические основы дифференциального обучения
Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных систем, развития индивидуализации обучения, способностей, познавательной активности школьников, норм ...
Необходимость введения и цели профильного обучения
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания “системы спе ...
Понятие индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности, его
компоненты
В толковых словарях русского языка слово «стиль», происходящее от греческого stylos (буквально – заострённая палочка для писания на вощёных дощечках), трактуется как характерная манера поведения, метод деятельности, совокупность приёмов какой-нибудь работы. В философской точки зрения стиль определя ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.