Результаты контрольного обследования детей показали, что у них улучшилась осознанная ориентировка в звуковой действительности речи, дети научились выделять звук из слова, определять его место в слове, проводить последовательный звуковой анализ слова; дети научились принимать и адекватно использовать помощь взрослого. Это подтверждает нашу гипотезу о том, что дифференцированный подход в обучении грамоте старших дошкольников с ОНР эффективен при следующих условиях:
содержание и основные направления работы будут разработаны на основе результатов исследования состояния по формированию поэтапного формирования навыка фонематического анализа у детей; использования разнообразных специфических приемов облегчающих процесс формирования фонематического анализа.
Упражнения в последовательном вычленении и сочетании звуков в словах различной слоговой структуры в детском саду для детей с общим недоразвитием речи, где обучение проводится по коррекционно-развивающим программам, являются одним из основных направлений разнообразной по своим видам работы обучению грамоте, направленной на формирование умения вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отельные звуки, а также на формирование у них умений последовательно вычленять и сочетать звуки в словах различной слоговой структуры. Практические упражнения на индивидуальных и фронтальных занятиях по звуковому анализу слов предваряют обучение грамоте.
В ходе экспериментального исследования мы выяснили, что низкая сформированность навыков звукового анализа слова у дошкольников с ОНР объясняется недоразвитием произносительной стороны речи вследствие дефектов восприятия и произношения фонем, а также несформированностью когнитивных предпосылок.
Мы отметили, что одним из решающих условий успешного формирования навыков фонематического анализа является систематическая тренировка детей на индивидуальных занятиях и уроках. При этом на индивидуальных занятиях должен присутствовать элемент занимательности, специальные упражнения, наглядно моделирующие операции звуковой состав слова основе материализованных опор: широко использоваться опорно-сигнальные таблицы, схемы, сигнальные карточки и т.п. Виды работы и методы обучения звуковому анализу слова на занятиях не должны постоянно дублироваться.
Таким образом, высказанная нами гипотеза о том, что обучение грамоте дошкольников с ОНР возможна при следующих условиях поэтапного формирования навыков фонематического анализа использованием специфических приемов формирования этого навыка нашла свое убедительное подтверждение.
Технология и приемы развития критического мышления учащихся
В предыдущем параграфе нами были рассмотрены разнообразные определения понятия критического мышления и его характеристики. Для педагога же не менее важным является знание не только различных подходов к пониманию критического мышления, но и знание, а еще лучше владение технологией развития критическ ...
Влияние дифференцированного подхода на развитие
двигательных качеств
Структура содержания общего образования в сфере физической культуры предполагает выделение как минимум двух блоков: образовательного, представляющего собой базовую основу интеллектуального компонента физической культуры, и двигательного совершенствования, являющегося основой ее двигательного компон ...
Общеобразовательная школа как институт социализации и воспитания ребенка
В большей степени духовный кризис отражается на детях, которые в условиях переоценки ценностей оказались в своеобразном нравственном вакууме, отрицательно влияющем на личностное становление подрастающего поколения. Говоря об этих отрицательных тенденциях, фактически необходимо иметь в виду негативн ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.