Содержание и основные направления экспериментальной работы по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи

Педагогика » Дифференцированный подход в обучении грамотДифференцированный подход в обучении грамоте старших дошкольников с ОНРе старших дошкольников с ОНР » Содержание и основные направления экспериментальной работы по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 4

С этой целью нами проводилась диагностика по тем же сериям заданий, что и в констатирующем эксперименте, но с усложнением:

назвать звук, который встречается во всех предложенных словах, и показать соответствующую букву;

назвать слова с заданным звуком в предложении из трех слов;

отобрать предметные картинки, в названии которых входит заданный звук, и показать соответствующую букву;

назвать первый ударный гласный в начале слова и показать соответствующую букву;

назвать последний ударный гласный в конце слова и показать соответствующую букву;

выделить начальный согласный в слове и показать соответствующую букву;

выделить конечный согласный в слове и показать соответствующую букву.

В контрольном эксперименте правильно самостоятельно назвали звук, который встречается во всех предъявленных словах, 100% испытуемых; второе задание самостоятельно выполнило также 90%; немного хуже оказались результаты выполнения третьего задания. С помощью взрослого с заданиями первой серии справились все дети.

Анализ заданий, где надо было выделить отдельные звуки из состава слова, показал, что дети с ОНР легко самостоятельно выполнили задания на выделение ударного гласного звука, стоящего в начале слова, и конечно согласного. Второе и третье задания этой серии вызвали у Димы Ч. и Сергея Д. затруднения. Им пришлось предъявить готовые схемы некоторых слов, после чего дети выполнили эти задания. Сергей Д. выделял вместо звука слог при вычленении начального согласного. Маша Д. зачастую вместо конечного гласного также называла слог.

Качественный анализ процедуры эксперимента показывает, что, большая часть детей приняло поставленные перед ними задачи: они повторяли за экспериментатором слова, предложения, не делали попытки самостоятельных действий, не уходили от поставленной задачи.

Маша Д. и Дима Ч. при проведении эксперимента требовалась помощь в различной форме: повторное предъявление заданий, называние в некоторых случаях предметных картинок экспериментатором, просьба к ребенку произнести вслух названия отдельных картинок, если задание выполнялось, молча, неверно и т.д. Необходимо отметить, что помощь детьми принималась, и задания были ими выполнены.

Таблица 6. Сравнительная таблица сформированности навыка звукового анализа у детей экспериментальной группы на этапах констатирующего и контрольного экспериментов

Уровни задания

Высокий

Средний

Низкий

назвать звук, который встречается во всех предложенных словах

констат. э.

40

30

30

контрол. э.

100

-

-

назвать слова с заданным звуком в предложении

констат. э.

40

30

30

контрол. э.

90

10

-

отобрать предметные картинки, в названии которых входит заданный звук

констат. э.

40

40

20

контрол. э.

80

20

-

назвать первый ударный гласный в начале слова

констат. э.

20

30

50

контрол. э.

80

20

-

назвать последний ударный гласный в конце слова

констат. э.

20

30

50

контрол. э.

70

30

-

выделить начальный согласный в слове

констат. э.

10

40

50

контрол. э.

70

30

-

выделить конечный согласный в слове

констат. э.

20

40

40

контрол. э.

70

30

-

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Производство силикатов. Керамическое производство
Сырьём для керамического производства служат различного рода глины. Глина - тонкодисперсная горная порода, состоящая в основном из глинистых минералов. Обычно в глинах содержится примесь кластического аллотигенного материала зерен кварца, полевых шпатов и других материалов, и аутигенного материала ...

Классификация игр
1. Игры, направленные на развитие сенсорики - Цветоощущение: «Самолеты», «Цветные фоны», и т.д. - Зрительное и тактильное восприятие геометрических форм и размера: «Чудесный мешочек», «Рамки Монтессори», «Палочки» - Восприятие сложных форм: «Силуэты», «Угадай, что .», «Путаница» 2. Игры, способству ...

Жан-Жак Руссо
В когорте деятелей французского Просвещения выделяется фигура Жан-Жака Руссо (1712-1778 гг.). В основе педагогических идей лежит его дуалистическое, сенсуалистическое мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ предполагал наличие некой внешней силы – творца всего сущего. Ж ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru