С этой целью нами проводилась диагностика по тем же сериям заданий, что и в констатирующем эксперименте, но с усложнением:
назвать звук, который встречается во всех предложенных словах, и показать соответствующую букву;
назвать слова с заданным звуком в предложении из трех слов;
отобрать предметные картинки, в названии которых входит заданный звук, и показать соответствующую букву;
назвать первый ударный гласный в начале слова и показать соответствующую букву;
назвать последний ударный гласный в конце слова и показать соответствующую букву;
выделить начальный согласный в слове и показать соответствующую букву;
выделить конечный согласный в слове и показать соответствующую букву.
В контрольном эксперименте правильно самостоятельно назвали звук, который встречается во всех предъявленных словах, 100% испытуемых; второе задание самостоятельно выполнило также 90%; немного хуже оказались результаты выполнения третьего задания. С помощью взрослого с заданиями первой серии справились все дети.
Анализ заданий, где надо было выделить отдельные звуки из состава слова, показал, что дети с ОНР легко самостоятельно выполнили задания на выделение ударного гласного звука, стоящего в начале слова, и конечно согласного. Второе и третье задания этой серии вызвали у Димы Ч. и Сергея Д. затруднения. Им пришлось предъявить готовые схемы некоторых слов, после чего дети выполнили эти задания. Сергей Д. выделял вместо звука слог при вычленении начального согласного. Маша Д. зачастую вместо конечного гласного также называла слог.
Качественный анализ процедуры эксперимента показывает, что, большая часть детей приняло поставленные перед ними задачи: они повторяли за экспериментатором слова, предложения, не делали попытки самостоятельных действий, не уходили от поставленной задачи.
Маша Д. и Дима Ч. при проведении эксперимента требовалась помощь в различной форме: повторное предъявление заданий, называние в некоторых случаях предметных картинок экспериментатором, просьба к ребенку произнести вслух названия отдельных картинок, если задание выполнялось, молча, неверно и т.д. Необходимо отметить, что помощь детьми принималась, и задания были ими выполнены.
Таблица 6. Сравнительная таблица сформированности навыка звукового анализа у детей экспериментальной группы на этапах констатирующего и контрольного экспериментов
Уровни задания |
Высокий |
Средний |
Низкий | |
назвать звук, который встречается во всех предложенных словах |
констат. э. |
40 |
30 |
30 |
контрол. э. |
100 |
- |
- | |
назвать слова с заданным звуком в предложении |
констат. э. |
40 |
30 |
30 |
контрол. э. |
90 |
10 |
- | |
отобрать предметные картинки, в названии которых входит заданный звук |
констат. э. |
40 |
40 |
20 |
контрол. э. |
80 |
20 |
- | |
назвать первый ударный гласный в начале слова |
констат. э. |
20 |
30 |
50 |
контрол. э. |
80 |
20 |
- | |
назвать последний ударный гласный в конце слова |
констат. э. |
20 |
30 |
50 |
контрол. э. |
70 |
30 |
- | |
выделить начальный согласный в слове |
констат. э. |
10 |
40 |
50 |
контрол. э. |
70 |
30 |
- | |
выделить конечный согласный в слове |
констат. э. |
20 |
40 |
40 |
контрол. э. |
70 |
30 |
- |
Учитель новой формации: кто он, преподаватель школы будущего
Тему учителей новой формации я взяла не случайно, так как это в наше время очень обсуждаемая тема. Говоря о специалистах новой формации, можно сказать, что педагог должен всегда стремится к новому, изучать новые технологии и, конечно же, не отставать от развития современной техники. Во все времена, ...
Классификация игр
1. Игры, направленные на развитие сенсорики - Цветоощущение: «Самолеты», «Цветные фоны», и т.д. - Зрительное и тактильное восприятие геометрических форм и размера: «Чудесный мешочек», «Рамки Монтессори», «Палочки» - Восприятие сложных форм: «Силуэты», «Угадай, что .», «Путаница» 2. Игры, способству ...
Диагностика уровня воспитанности дошкольников как педагогическая проблема
В первую очередь следует уточнить лексическое значение понятия «диагностика». Произошедшее от слова «диагноз» (греч. распознание, определение), данное понятие долгое время было абонировано медициной и означало «распознавание болезни» и «определение болезни». Поставить диагноз значило выявить и опре ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.